Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Библия Комментарий Культурно-исторический

Есфирь 1

1:1–22  Отстранение Астинь

1:1. Артаксеркс. В исторической литературе царь, названный в библейском тексте Артаксерксом, традиционно именуется Ксерксом I; он правил Персией с 486–го по 465 г. до н. э. Его отцом был Дарий Великий, а матерью — Атосса, дочь Кира. Он унаследовал от своего отца огромную империю, но, вопреки многочисленным попыткам, не смог расширить ее границы за время своего правления. Его политика по отношению к религиозным меньшинствам резко отличалась от той, которую проводили Кир и Дарий и которая характеризовалась большой терпимостью. Как и его отец, он исповедовал зороастризм. Ксеркс I относился к другим религиям как к источнику нестабильности в обществе и «прославился» тем, что разрушил много храмов, стремясь подавить проявления патриотизма. Отсутствие новых завоеваний способствовало созданию экономических трудностей, которых раньше не было. Войны с Грецией вместо ожидаемого пополнения казны и военной добычи, а также расширения торговых связей принесли одни убытки. Найдено более двадцати надписей, связанных с Ксерксом I, и наиболее известная из них — из Дайвы. Более подробную информацию об этом см. в коммент. к Езд. 4:6.

1:1. Сто двадцать семь провинций. Основной административной единицей Персидской империи была сатрапия. Число сатрапий в разное время варьировало от двадцати до тридцати одной, следовательно, в данном тексте речь идет не о сатрапиях. Возможно, здесь подразумеваются более мелкие административно–территориальные подразделения или народы, входившие в состав империи.

1:1. От Индии до Ефиопии. Персидская империя простиралась от долины Инда на востоке до Фракии и Македонии на западе, охватывая весь Ближний Восток, Северную Африку, включая Египет, Ливию и Куш, а также всю Малую Азию, Армению, Урарту и Бактрию на севере.

1:2. Престольный город Сузы. Царский дворец, «Ападана», занимавший площадь 10 акров, стоял на возвышенности в северной части города. Дворец был построен Дарием и служил резиденцией нескольким его преемникам. Раскопки, произведенные на месте дворца, обнаружили остатки разных его частей, в том числе тронный зал, где персидские цари устраивали приемы. Дворец имеет форму квадрата, со стороной 350 футов, и украшен 72 колоннами, каждая высотой от 65 до 80 футов. Большие Сузы были расположены примерно в 225 милях к востоку от Вавилона, на реке Улай (Шаур). Сузы долгое время были столицей древнего Элама. Периметр ромбовидного кургана, возвышающегося над древним городом, составляет около 2,25 мили, а его площадь — почти 250 акров. Еще 20 акров составляет площадь торгового квартала, расположенного на восточном берегу реки. Персидские цари жили в Сузах только в зимнее время. Летом температура достигала здесь 140° по Фаренгейту, поэтому двор переезжал на север, в Экбатану.

Геродот

Геродот — греческий историк, который жил в V в. до н. э. Он прославился своей «Историей» (ок. 445 г. до н. э.), описывающей события греко–персидских войн, в том числе битвы при Марафоне, Фермопилах и Саламине. Будучи современником этих событий, Геродот сообщает немало интересных сведений об истории и культуре Персии и Греции того периода. Хотя он во многом опирался на слухи, его труд представляет большую ценность, так как в нем не только освещены подробности исторических событий, но и содержатся географические описания (напр., города Вавилона). Помимо того, Геродот известен как прекрасный рассказчик. Несмотря на некоторую противоречивость его сочинений, он считается замечательным летописцем, бытописателем и неутомимым исследователем. Многие места в Книге Есфирь согласуются с описаниями, данными Геродотом, помогая прояснить ряд мест и событий в книге.

1:3. Хронология. Ксеркс I вступил на престол после смерти своего отца в ноябре 486 г. до н. э. Таким образом, третий год его правления приходился на март 483–го — март 484 гг. до н. э. Главные события этого периода — два восстания в Вавилоне: небольшой мятеж в 484 г. и более значительный — в августе 482 г. до н. э.

1:3. Высокие гости. В обычае царей было устраивать пышные приемы. Ассирийский царь Ашшурнасирпал однажды пригласил на десятидневный пир около 70 тыс. гостей. В список приглашенных попали представители военной и гражданской власти со всей Ассирии, не считая иноземных сановников, столичной знати и лиц, кормящихся от царского стола. Персидские пиры собирали до 15 тыс. гостей. В Книге Есфирь гости Ксеркса представлены высшей знатью Мидии и Персии — придворными, занимавшими высокие посты в государственном управлении и в армии, а также правителями областей.

1:4. Демонстрация богатства в течение полугода (ста восьмидесяти дней). Ст. 5 рассказывает о другом пире, устроенном для жителей столицы. Дворец служил резиденцией только царю и его приближенным, но, как явствует из упоминания «малого народа», на этот пир были приглашены не только высшие сановники, но и простолюдины. Демонстрация богатства продолжалась между двумя пирами в течение полугода. В Израиле также существовала практика показа царских сокровищ (Ис. 39:2).

1:5. Садовый двор царского дворца. Внутренний сад был связан с особым строением под названием bitan («дворец» в NIV), которое является производным от аккадского bitanu, обозначающего отдельно стоящее здание дворцового комплекса. Bitanu Acapхадцона составляет в плане квадрат площадью 150x150 футов и по своему архитектурному стилю напоминает нечто вроде современного бельведера. Обычно такое здание было окружено садом с фруктовыми и лиственными деревьями, где были разбиты аллеи, вырыты пруды и протекали ручьи. В коллекции дендрария такого сада часто были экзотические деревья и другие растения. Такие сады–парки обнаружены при раскопках Пасаргад, столицы Кира Великого.

1:6–8. Убранство сада. Пир обычно устраивали в большом огороженном колоннадой дворе, перед садовым павильоном, украшенным мозаикой. В классическом мире мозаика была очень популярна. Мозаичные композиции составлялись не из искусственно окрашенных, а из натуральных разноцветных камней, которые доставлялись со всех концов света. Самые древние из известных мозаичных полов выложены из цветной гальки в виде геометрического орнамента. Позднее камням стали придавать кубическую форму и выкладывать из них настоящие картины. Древнейшие образцы мозаики на Ближнем Востоке датируются VIII в. до н. э. (Гордион в Малой Азии), хотя искусство инкрустации было освоено уже в 3–м тыс. до н. э. (напр., знаменитый «царский штандарт» из Ура). Для некоторых слов в этом описания трудно подобрать современные эквиваленты, но ясно одно — все говорит о великолепии и пышности, даже экстравагантности убранства сада. Изысканные ткани, окрашенные самыми дорогими красителями (см. коммент. к Чис. 4:6), и разнообразие сосудов для вина свидетельствуют о присущей персам утонченности.

1:6. Мрамор. В некоторых переводах здесь говорится об алебастре. Мрамор привозили из Греции, и этот материал не был известен на Ближнем Востоке вплоть до персидского периода, когда его начали применять финикийцы. Археологические исследования показывают, что мраморные капители (декоративные верхние части колонн) появились на Ближнем Востоке не ранее I—II вв. н. э. Восточный алебастр был весьма высокого качества и, в отличие от крупнозернистого европейского гипса, походил на мрамор. По всему ближневосточному региону в библейские времена из алебастра делали изящные сосуды и колонны для архитектурных сооружений. В «несравненном» дворце Сеннахирима в Ниневии в основном использовался белый известняк, хотя некоторые детали выполнены из алебастра и мрамора.

1:7,8. Протокол представления напитков. Главная особенность протокола на таких пышных приемах заключалась в том, что гости пили только тогда, когда пил царь. Здесь же, напротив, гостей не принуждали, следовать этому обычаю. От них не требовалось употреблять напитки каждый раз вслед за царем, и они могли свободно следовать своим привычкам. Раскопки обнаружили прекрасно декорированные золотые чаши этого периода, в том числе великолепный кубок для вина в форме крылатого льва.

1:9. Астинь. Астинь не упоминается ни у Геродота, ни в современных персидских хрониках. Это типично персидское имя, но никакой другой информации о ней не имеется. В рассказе Геродота жена Ксеркса именуется Аместрис. Она была матерью Артаксеркса, преемника Ксеркса, который родился ок. 483 г. до н. э. Греческий историк Ктесий описывает жестокие поступки, которые совершила она, как царица–мать, во время правления Артаксеркса, а также ее смерть в 424 г. до н. э. Некоторые лингвисты полагают, что «Астинь» и «Аместрис» являются, соответственно, древнееврейским и греческим вариантами транслитерации одного и того же имени.

1:9. Отдельный пир для женщин. Известно, что персидские царицы обладали значительным состоянием и были хорошо обеспечены. С другой стороны, мы не располагаем историческими данными о том, что женщины принимали пищу и устраивали пиры отдельно от мужчин.

1:9. Гарем Ксеркса. Ксеркс был сторонником моногамии, но это не исключало существование у него гарема. Хотя у него была только одна жена, его гарем состоял из 360 наложниц. О его многочисленных любовных связях хорошо известно, как и то, что они были предметом придворных интриг.

1:10. Когда развеселилось сердце от вина. Геродот пишет, что персы имели обыкновение принимать важные решения в состоянии опьянения, но затем пересматривали их в трезвом состоянии.

1:10. Семь евнухов. Евнухи играли весьма важную роль во многих областях государственной жизни. Большая потребность в евнухах привела к тому, что персы включали в дань, которую собирали с покоренных народов, и юношей, которых они могли подвергнуть кастрации и подготовить к государственной службе. Достоинство евнухов заключалось в том, что у них не было семьи, которая могла отвлекать от этой службы. Часто им доверялась забота о царском гареме. После кастрации они не представляли опасности для женщин в гареме и не могли иметь от них детей, которые потом могли бы претендовать на роль царских наследников. Они с меньшей долей вероятности могли быть втянутыми в дворцовые интриги и заговоры, поскольку, не имея наследников, не могли бороться за то, чтобы посадить их на престол. Задолго до персов евнухов использовали на государственной службе в Ассирии, Урарту и Мидии. Четыре имени из этого списка упоминаются в документах из Элама, а потому могут рассматриваться как подлинные имена, характерные для этого периода. Геродот сообщает, что главным евнухом Ксеркса был Гермотим. Согласно его описанию, окружение Ксеркса составляли люди льстивые и лицемерные, говорившие царю только то, что он желал слышать.

1:11. Показать красоту царицы. Не следует думать (как полагали ранние раввинские комментаторы), что здесь речь идет о чем–то неприличном или безнравственном. В некоторых восточных обществах гарем был строго изолирован от внешнего мира, и закон запрещал смотреть на лица царских женщин. Персидские женщины этой эпохи обычно перемещались в закрытых экипажах, чтобы никто не увидел их лиц. Если дело было так, как описывает Иосиф Флавий, то Ксеркс, вероятно, потребовал от Астини сделать нечто унизительное для ее царского достоинства. Хотя выставление на всеобщее обозрение было для царицы чрезвычайно унизительно, с точки зрения протокола, это было не более серьезным нарушением, чем проявление невнимания к высокопоставленному лицу.

1:13,14. Советы знатоков закона. Геродот сообщает, что персидские цари назначали судей на пожизненное служение, а также присяжных, на которых они возлагали обязанности толкования закона. Ксенофонт тоже подтверждает существование таких семи главных юридических советников царя.

1:19. Законы Мидии и Персии. Никакие источники, кроме книг Даниила и Есфирь, не подтверждают существование «законов Персидских и Мидийских, которые не могут быть отменены». Тем не менее правовая традиция, начинающаяся со времен кодекса Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), исходила из предпосылки, что судья не имеет права изменить принятое решение. Впрочем, здесь речь идет о постановлении, а не о законе. В греческих источниках по этому поводу нет единой точки зрения, и если Геродот отмечает, что персидские цари довольно часто отменяли свои решения, то Диодор Сицилийский приводит пример, когда Дарий III не мог себе этого позволить. Разумеется, ни один из низших чиновников не смел посягнуть на отмену распоряжений персидского царя, а сам царь считал унизительным изменять свое прежнее решение. Кодекс царской чести не позволял и помыслить об аннулировании собственных постановлений.

1:19. Наказание Астини. Наказание, назначенное царице, не было смертным приговором или разводом. Ее просто понизили в статусе до уровня рядовой наложницы и лишили права официального присутствия на царских приемах. Отстраненная от власти и униженная, она больше не могла рассчитывать на благосклонность царя.

1:20. Разойдется по всему царству. Персидская империя славилась своей системой связи — аналогичной той, которая спустя два тысячелетия использовалась на американском Диком Западе («пони–экспресс»). Геродот описывает эту систему как сеть дорожных станций, расположенных друг от друга на расстоянии дневного пути всадника. Он даже отмечает, что ни снег, ни дождь, ни жара, ни ночная тьма не могли помешать курьерам в исполнении их задачи.