Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7

Библия Комментарий Далласской БС

Ефесянам 6

б. Дети и родители (6:1-4)

Добрые взаимоотношения между родителями и детьми возможны лишь в условиях жизни, контролируемой (5:18) Духом Святым.

6:1-3. Дети обязаны повиноваться своим родителям. Слова "в Господе" не означают, что дети должны повиноваться только верующим родителям. Как следует из Кол. 3:20, покорность детей отцу и матери угодна Господу — по той причине, что сего требует справедливость; да и сами условия существования в человеческом обществе требуют этого.

Далее Павел цитирует пятую заповедь (Исх. 20:12; Втор. 5:16) — в подтверждение упомянутой необходимости (чтобы дети повиновались родителям; см. Еф. 6:2а, 3). В вводном (по смыслу) предложении замечается, что это первая заповедь с обетованием. Но фактически апостол приводит вторую заповедь с обетованием (первую — см. в Исх. 20:6). Некоторые считают, что под"первой" Павел подразумевал, что это — первая заповедь, которую должны выучить дети. Однако первой все-таки следует усвоить первую, а не пятую заповедь. Более вероятно, что Павел имел в виду несколько иное, а именно: первостепенное значение, какое имела пятая заповедь (которой к тому же сопутствовало обетование) для детей. Обетование или обещание сводилось к следующему: тем, кто повинуется своим родителям, будет благо, и будут они долголетни на земле. В сущности здесь подразумевается непреложный закон, согласно которому послушание содействует самодисциплине, а это, в свою очередь, ведет к стабильности жизни. (Маловероятно, напротив, чтобы не привыкший к дисциплине человек жил долго.) Израильтянин, который упорно не покорялся своим родителям, терял привилегию радостной, долгой и стабильной жизни в земле обетованной. Примером могут послужить сыновья священника Илии — Офни и Финеес (1 Цар. 4:11). Хотя упомянутое обетование было дано Израилю в Ветхом Завете, оно остается в силе и в настоящее время.

6:4. К "отцам" обращение адресовано потому, что именно отец—официальный глава семьи, и на него возложена ответственность за воспитание детей. Отцы не должны раздражать (букв. — "вызывать гнев"; слово встречается только здесь и в Рим. 10:19; Кол. 3:21) своих детей неразумными требованиями, мелочными придирками или оказанием предпочтения одним детям перед другими. Ибо такие действия приводят детей в уныние (Кол. 3:21). Им, отцам, надлежит воспитывать (ектрефете.— заботиться об удовлетворении физических и духовных нужд) детей в учении (паидеия — "воспитание ребенка", включаяшее направление его и исправление, при нужде — и наказание по тому примеру, как Бог наказывает верующих — Евр. 12:18) и наставлении (ноутезия — ср. 1 Кор. 10:11, а также с "наставлением в праведности" во 2 Тим.3:16) Господнем. Дети должны повиноваться "в Господе" (Еф. 6:1), а родители должны в Господе воспитывать и наставлять. Бог должен быть в центре их взаимоотношений —тех, кого воспитывают, и кто воспитывает.

в. Рабы и господа (6:5-9)

Затем Павел переходит к третьей группе. Тогда как первые две были связаны семейными взаимоотношениями (жены и мужья, дети и родители), эта группа выходила за рамки семьи. Во дни Павла существовало рабство, и он не пытался изменить эту систему (1 Кор. 7:17-24). Очевидно, апостол подразумевал рабов-христиан, господами которых тоже были христиане.

6:5-8. Здесь говорится об обязанностях и ответственности рабов перед их господами. Рабы должны были повиноваться (ср.ст. 1) своим господам со 1) страхом (в англ. Библии — "с уважением") и 2) трепетом, 3) в простоте сердца (т. е. не пытаясь обманывать их), 4) служа как бы Христу ... как рабы Христовы, исполняя волю Божию, 5) не с видимою только услужливостью (т.е. не только тогда, когда господа наблюдают за ними, но во всякое время), 6) исходя из внутренних побуждений (6:5), от души (ст.6) и 7) служа с усердием. Соблюдать все упомянутые принципы в служении надо потому, что каждый получит награду от Господа. Ибо он Тот, Кто может безошибочно и беспристрастно судить дела и побуждения человеческие (см. 1 Пет. 1:17).

6:9. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, т.е. старайтесь угождать Господу своим обращением со слугами. Господам не следовало быть  чрезмерно суровыми с ними, но относиться к ним справедливо (ср. Кол.4:1; Иак. 5:4) —по той причине, что и сами они были рабами такого Господина, Который являлся для них примером, — Господа как над господами, так и над рабами земли, не знающего лицеприятия, не различающего людей, в зависимости от занимаемого ими положения (см. Еф. 6:8).

В заключение нужно сказать, что только тот верующий, который находится под контролем Духа Святого (Еф. 5:18), способен исполнять все повеления, перечисленные в этих стихах (5:15—6:9). Во многих из них делается

ударение на бескорыстии и самоотречении, которые свидетельствуют о действии Духа Святого в человеческом сердце.

Е. Участие в войне (6:10-20)

Если каждая из частей в 4:1—6:9 начиналась словом оун, переведенным как "посему" в 4:17 и "итак" — в 4:1; 5:1,7,15, и связанным контекстуально с перипатео —букв, "ходите" (4:1,17; 5:2,8,15), то эта, заключительная, часть начинается со слова "наконец" (тоу лоупоу). В ней обсуждается употребление верующим в помощь себе Божиих средств — дабы устоять ему против сил зла.

1. "Облечение во всеоружие" (6:10-13)

а.Укрепляйтесь Господом (6:10)

6:10. Павел призывает верующих укрепляться Господом и могуществом силы Его (речь идет о "силе" (кратеи), преодолевающей всякое сопротивление, — той, которой Христос творил чудеса). То есть верующие могут укрепляться как Самим Господом, так и средствами (ресурсами), имеющимися в Его распоряжении (см. Фил. 4:13).

б. Облекитесь во всеоружие (6:11а)

6:11а. Форма греческого повелительного наклонения, в которой стоит глагол "облекитесь", указывает на то, что ответственность за выполнение этого действия лежит иа верующих, которые как можно скорее должны облечься в Божие (а не в свое собственное) всеоружие (паноплиам — слово встречается далее в ст. 13). Подробное описание этого "всеоружия" (данное в Еф. 6:14-17) могло быть следствием наблюдения апостола за римским солдатом, охранявшим его в ожидании суда (см. Деян. 28:16,20).

в. "Облекитесь" — с целью противостать козням диавольским (6:11б-13)

6:11б-12. Цель облечения христиан во всеоружие Божие—в том, чтобы быть им способными стать против козней диавольских (ср. 4:27). Они не призываются ни нападать на сатану, ни провоцировать его на нападение, а только "стоять" на защите той "территории", которая отвоевана Христом и Его Церковью. Без Божиего оружия верующие будут побеждены днавольскими "кознями", эффективность которых сказывается на протяжении тысячелетий. Борьба (брань), которая ведется Богом и Его сторонниками, — не физического характера, она направлена не против плоти и крови, это — духовная война против сатанинских сил. Хотя и не представляется возможным точно установить, о каких именно сатанинских силах идет речь, первые две категории (начальства н власти) уже упоминались в Еф. 1:21 и 3:10. Тут Павел добавляет к ним мироправнтелей тьмы века сего (по-английски: "мироправителей этого темного мира"; ср. 2:2; 4:18; 5:8) и духов злобы, чья деятельность протекает в сфере поднебесья. О "небесах" говорится в Новом Завете всего пять раз и только в Послании к Ефесянам: 1:3,20; 2:6; 3:10; 6:12. Сатана находится теперь на небе (ср. 2:2) и будет оттуда свергнут в какой-то момент периода Великой скорби (Отк. 12:9-10); теперь же он пытается отнять у верующих те духовные благословения, которые даны им Богом (Еф. 1:3).

6:13. Этот стих толкуется по-разному, но будет полезнее понимать его как подведение итога уже сказанному, а именно, что подготовившись как следует (приняв всеоружие Божие, ср. ст. 11), верующий обретает способность противостать в обороне. Такая точка зрения более согласуется с контекстом — ведь вслед за этим стихом Павел подробно описывает то "вооружение", в которое следует облечься. Заметим, что и само слово противостать в ст. 13 говорит в пользу "противостояния" обороняющихся (ср. Иак 4:7; 1 Пет. 5:9).

2. Оставаться в броне и наготове (6:14-16)

а. Наказ: станьте! (6:14а)

6:14а. Стихи 14-20 составляют еще одно длинное предложение в этом послании. Другие: 1:3-14,15-23; 2:1-7; 3:1-13; 14-19;4:1-7,11-16.

Повелительная форма глагола станьте говорит о неотложности этого действия. Далее в греческом тексте следуют четыре причастия, выражающие цель или средство такого "стояния": по-русски переданы как "препоясавши", "облекшись", "обувши" и "возьмите" (6:14-16).

б.Всеоружие как средство (6:14б-16)

 6:14б. Римский воин перед тем, как облачиться в доспехи, опоясывался особым поясом,который, помимо обычной своей функции как части одежды, исполнял и другую: к нему крепилось оружие. Под "истиной" в выражении препоясавши чресла ваши подразумевается не Евангелие, а та личная приверженность верующего к истине (правде), которая выражается в таких его качествах, как честность и верность. Как солдатский пояс оставлял воину свободу в движениях, так и "истина" обеспечивает верующему свободу в его отношениях с самим собою, с другими людьми и с Богом.

 6:14в. И облекшись в броню праведности — имеется в виду не та праведность, которую получает уверовавший в момент своего оправдания при обращении к Богу (Рим. 3:24; 4:5), а освящающая его праведность Христа (1 Кор. 1:30), проявляющаяся в его жизни. Подобно тому, как броня (доспехи) предохраняла грудь воина от стрел противника, праведная жизнь христианина в процессе его освящения (Рим. 6:13; 14:17) защищает сердце его от козней диавола (см. Ис. 59:17; Иак. 4:7).

6:15. Этот стих не говорит о проповеди Евангелия, поскольку в стихах 10—16 нет речи о "продвижении христиан далее, вперед", но говорился о том, что им нужно устоять. Здесь скорее подразумевается "готовность" верующего в смысле "стойкости" или "способности твердо устоять на ногах в битве" благодаря тому, что благовестие вселяет мир в его сердце.

6:16. Щит римского воина изготовлялся из дерева и был размером три четверти метра в ширину и немногим более метра в длину. Щит обтягивался льняным полотном и кожею, так что попадавшие в него горящие стрелы гасли. Таким образом ои предохранял от загорания и другие части доспехов — вот почему Павел пишет: А паче всего, т. е. "в первую очередь". Вера есть духовный щит. Непоколебимая вера христианина в Господа может, следовательно, стать преградой на пути раскаленных стрел лукавого и угасить их.

3. Довершение вооружения (6:17-20)

а. Наказ: Возьмите! (6:17)

6:17. В греч. тексте апостол употреблял до этого места причастия, а тут при Ефесянам 6:l7-23 прибегает к глаголу в повелительном наклонении — так что возникает параллель со стихом 14 ("станьте"). В шлеме было жарко, и носить его было неудобно, так что воин надевал его только перед лицом непосредственной угрозы. Зато он давал чувство безопасности тому, кто, надев его, защищал им голову. Так что образ шлема спасения может символизировать как чувство защищенности от злых сил, нападающих в настоящее время, так и предощущение будущего окончательного освобождения (ср. "шлем надежды спасения" в 1 Фес. 5:8).

И, наконец, римский воин брал в свою руку меч, и это было единственным оружием нападения. Слово "духовный" указывает здесь на источник происхождения этого меча, т.е. на то, что он дается Духом Святым; апостол уточняет, что подразумевает под ним слово Божие. "Слово" (греч. рема, см. Еф. 6:26; Рим. 10:8,17; 1 Пет. 1:25)—это проповеданное Слово или нечто произнесенное Богом (какие-то истины, провозглашенные Им) и донесенные до человеческого сердца Духом Святым. Верующие нуждаются в таком "мече", чтобы отражать нападения врага, как это трижды сделал Иисус Христос, будучи Сам искушаем диаволом (Мат. 4.1-11).

б. Метод: сопереживать и молиться (6:18-20)

6:18. В греческом тексте здесь два причастия, которые на русский язык переведены глаголами "молитесь" и "старайтесь". Именно молясь и "стараясь", т. е. сопереживая, должен воин-христианин брать "шлем" и "меч" — эти два предмета, довершающие его "всеоружие". Когда враг нападает и — во всякое время — христианам следует молиться духом (по-англ. — "в Духе", т. е. в присутствии Духа Святого и в силе Его—ср. Иуд. 20). Под словами Всякою молитвою и прошением подразумеваются настойчивость и вместе горячность молитвы. Подобно надежным воинам, верующим надо всегда быть на страже, буквально "не ослабевать в старании" (по-русски: "старайтесь... со всяким постоянством"). Они должны молиться о всех святых, потому что сатана не прекращает своей духовной войны против Христа и Церкви. В греч. тексте местоимение "все" (в разных вариантах) повторяется в этом месте четыре раза; в русском переводе оно трижды передано как "всякий" (в различных падежных видоизменениях) и один раз — словом "всех".

6:19-20. Павел просит своих читателей молиться не только "в общем" за всех святых, но и конкретно о нем самом, чтобы он мог с дерзновением возвещать тайну благовествовання. Здесь апостол, вероятно, имел в виду не столько практику своего обычного свидетельствования или проповеди Евангелия Христова, сколько некую конкретную свою нужду

—быть смелым (дважды подчеркивает он это: с дерзновением и смело... как мне должно) и откровенным, говоря о тайне благовествования, когда предстанет перед кесарем в Риме (в случае, если иудеи возвели бы на него ложные обвинения). Дело в том, что римляне рассматривали христиан как одну из иудейских сект, тогда как иудеи считали их еретиками. На судебном разбирательстве Павлу нужно было ясно показать, что христиане не являются ни иудейскою сектою, ни группой еретиков, но — совершенно новым образованием, Церковью, телом Христовым, состоящим из верующих как иудейского, так и языческого происхождения. Это напоминает нам пространное разъяснение Павлом "тайны благовествовання" в 2:11-3:11. Вот почему апостол говорил о себе как об исполняющем посольство в узах (см. Деян. 28:16, 20; Еф. 3:1; 4:1; Фил. 1:7,13-14, 16; Кол. 4:3,18; Филим. 1,9-10,13).

Ж. Заключение (6:21-24)

1.Павел ставит ефесян в известность (6:21—22)

6:21-22. По-видимому, Тихик и доставил это послание. Павел называет его возлюбленным братом и верным в Господе служителем. В Кол. 4:7 он называет его точно так же, добавляя слово "сотрудник". О Тихике, кроме того, упоминается в Деян. 20:4; 2 Тим. 4:12 и Тит. 3:12. Тихик должен был рассказать ефесянам об апостоле Павле — как он и что делает, с тем, чтобы утешить сердца их (ср. Еф. 3:13).

2.Приветствие (6:23)

6:23. Три духовные дара, часто упоминаемые Павлом,—мир, любовь и веру

—находим и в завершающих строках этого Послания. Но вот фразы мир братиям нет более нигде в Новом Завете. Как это, так и любовь с верою (ср. 1:15), имеют свой источник в Боге. Павел выражает желание, чтобы читатели его послания продолжали любить других христиан, своих духовных братьев (поскольку все они "члены одного тела" — 4:25), сочетая эту любовь со своею верой в Бога, которой они сделались известны. Выражение Бога Отца н Господа Иисуса Христа схоже с теми выражениями, которые апостол употребляет в 1:2-3, 17; 5:20.

3. Славословие (6:24)

6:24. Словом благодать, которым начиналось это письмо (1:2), оно и заканчивается. Слова неизменно любящими буквально звучат как "любящими бессмертной, нетленной (ен афтарсиа — ср. Рим. 2:7; 1 Кор. 15:42, 50, 53-54; 2 Тим. 1:10) любовью". Смысл этих слов в том, что любовь верующих к Господу Иисусу Христу должна быть чистою, неоскверненной никакими нечистыми побуждениями и скрытой неверностью. К сожалению, часть ефесян позднее утратила горячность своей первой любви ко Христу (Отк. 2:4). Так что Павлово благословение, хоть и несколько необычное для его посланий, прозвучало вполне уместно.