Комментарий Дж.Дарби

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7

Комментарий Дж.Дарби

К Ефесянам 1

Даже форма послания показывает, как сильно были заняты мысли апостола значением благословения, относящегося к собранию. Пожелав благодати и мира святым и верным {Слово "верные" может быть переведено как "верующие". Это используется в качестве метафоры, как здесь, так и в послании Колоссянам. Мы должны помнить, что сейчас апостол был заключен в тюрьму и что христианство было введено несколько лет назад и подверглось всяческим нападкам. Сказать, что кто-то был верующим, как в начале, значит, сказать, что он был верным. Поэтому слово выражало не просто то, что он верил, но и то, что каждый поступал верно и что апостол обращался к тем, кто благодатью верно сохраняли веру, которую они получили} в Ефесе от Бога, Отца истинных христиан, и от Иисуса Христа, их Господа, он сразу же начинает говорить о благословениях, в которых участвуют все члены Христовы. Его сердце было полно безмерностью благодати, и ничто в состоянии христиан Ефеса не требовало каких-либо особых замечаний применительно к их состоянию. Именно близость сердца к Богу производит простоту, и это дает нам возможность в простоте наслаждаться благословениями Бога, как сам Бог дал их и как они истекают из его сердца во всем их великолепии, - чтобы наслаждаться ими в связи с тем, кто наделяет ими, а не только способом, приспособленным к состоянию тех, кому они предназначаются, или через сообщение, которое раскрывает лишь часть этих благословений, потому что душа не смогла бы принять больше. Да, когда мы близко к Богу, мы находимся в простоте, и вся мера его благодати и наших благословений раскрывается так, как они находятся в нем.

Важно отметить две вещи: первое, что нравственная близость к Богу и общение с ним являются единственным средством истинного расширения познания о его путях и благословениях, которыми Он наделяет своих детей, потому что только так они могут воспринять их или быть нравственно способными сделать это; кроме того, любое поведение, которое не соответствует этой близости к Богу, всякое непостоянство мыслей, которое не допускается его присутствием, отбирают у нас эти сообщения от него и делают нас неспособными получать их (ср. Иоан. 14,21-23). Во-вторых, это не значит, что Господь оставляет нас из-за этих ошибок или легкомыслия; Он вступается за нас, и мы испытываем его благодать, но это больше не общение или разумное развитие в щедрости откровения его самого, той полноты, которая есть в Христе. Это благодать, приспособленная к нашим нуждам, ответ на наше страдание. Иисус протягивает свою руку к нам соответственно нуждам, которые мы испытываем, - нуждам, порожденным в наших сердцах деятельностью Святого Духа. Это бесконечно драгоценная благодать, сладостное ощущение его верности и любви: с помощью этого мы учимся различать добро и зло через осуждение себя; но благодать должна быть приспособлена к нашим нуждам и чтобы обрести характер, соответствующий этим нуждам, как ответ на них; нам приходится думать о самих себе.

В подобном случае Святой Дух заставляет нас задуматься о самих себе (без сомнения, в благодати), и когда мы потеряли общение с Богом, мы не можем отвергнуть возвращения к самим себе, не обманывая и не отягощая самих себя. Отношения многих душ выходят за эти рамки. Со многими происходит именно так. Одним словом, когда это случается, допустив в сердце мысль греха, чтобы наши отношения с Господом были истинными, они должны строиться на основе горького признания греха (по крайней мере в мыслях). И только благодать позволяет нам вновь иметь общение с Богом. Тот факт, что Он вновь возродил нас, возвышает в наших глазах величие его благодати; но это еще не общение. Когда мы ходим с Богом, тогда мы поступаем по духу не огорчая его и Он поддерживает с нами общение, в наслаждении Богом, несомненным источником радости - нескончаемой радости. Это положение, в которое Он может поставить нас как заинтересованных во всем, что интересует его - всем проявлением своих замыслов, своей славы и своей благости в личности Иисуса Христа, Иисуса - Сына его любви; и сердце расширяется в соответствии с тем, что занимает его, - это общение.

Мы уже отметили, что Павел был особым образом одарен Богом, чтобы сообщать о его замыслах и его путях во Христе; как и Иоанн, был одарен, чтобы раскрывать его характер и жизнь, как она была показана в Иисусе. И результат этого особого дара в нашем апостоле можно найти и в послании, которое мы рассматриваем. И мы, как сами во Христе, находим в этом замечательное развитие наших отношений с Богом, развитие близости этих отношений и влияние этой близости. Христос является основанием, на котором покоятся наши благословения. И так же, как мы наслаждаемся пребыванием в нем, так мы наслаждаемся и ими. Таким образом, мы становимся действительным объектом благодати Бога Отца, так же, как и сам Христос является ее предметом. Отец дал нас ему; Христос умер за нас, искупил, омыл, оживотворил нас, и Он представляет нас соответственно действительности своего дела и соответственно принятию своей личности пред Богом, своим Отцом. Секрет всего благословения собрания заключается в том, что оно благословенно самим Иисусом; и, таким образом, - подобно ему, как человеку, - принято пред Богом; ибо собрание есть его тело и оно наслаждается в нем и через него всем, чем Отец одарил его. Каждый христианин возлюблен, как был возлюблен Христос на земле; он разделит затем славу Христову на глазах у всего мира, как доказательство того, что он был так возлюблен в связи с именем Отца, которое Бог хранит относительно этого (см. Иоан. 17,23-26). В общем, в этом послании мы имеем верующего во Христе, а не Христа в верующем, хотя и это, конечно же, истинно. Послание постоянно подводит рассуждения к привилегиям верующего и собрания, более, чем к полноте самого Христа, и мы увидим, скорее, контраст между новым положением и тем, кем мы были, будучи от мира, чем проявление жизни Христа: последнее больше представлено в послании Колоссянам, которое больше рассматривает Христа в нас. И это послание, ставя нас в отношение Христа с Богом и Отцом, сидящих на небесах, дает высший характер нашего свидетельства на земле.

Христос находится в двойственных отношениях с Богом, своим Отцом. Он является совершенным человеком пред Богом, и Он - Сын для своего Отца. И мы должны разделить и те и другие отношения. Именно Он объявил это своим ученикам, прежде чем возвратился на небеса: это раскрыто во всей своей полноте произнесенными им словами: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". Эта драгоценная, эта бесценная истина является основанием наставлений апостола в этом месте. Он рассматривал Бога в двух аспектах: как Бога нашего Иисуса Христа и как Отца нашего Господа Иисуса; и наши благословения находятся в связи с двумя этими званиями.

Но прежде, чем пытаться представить в подробностях мысли апостола, следует отметить, что он начинает исключительно с Бога, его мыслей и его замыслов, а не с того, что есть человек. Мы можем овладевать истиной с одного или с другого конца - из положения грешника в связи с ответственностью человека или же с советами и вечными замыслами Бога, принимая во внимание его собственную славу. Последнее является той стороной истины, на которую Дух побуждает нас воззреть. Даже искупление и все славное, что было в нем, отодвигается на второе место как средство, благодаря которому мы наслаждаемся действием замыслов Бога.

Было необходимо, чтобы пути Бога рассматривались с этой стороны, то есть его собственные помыслы, а не просто как средство приведения человека к наслаждению их плодами. И послание Ефесянам именно так представляет их нам; что касается послания Римлянам, то сказав, что это - благость Бога, апостол начинает с конца человека, показывая зло и представляя благодать как взыскиваующую и избавляющую от зла.

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословил нас всеми духовными благословениями на небесах во Христе, избрав нас в нем. Глава 1,4-7 раскрывает эти благословения и средства получения их; стихи 8-10 - постоянная цель Бога для прославления Христа, в котором мы имеем благословение. Затем стихи 11-14 представляют нам наследие и Святого Духа, данного как печать для нас и как залог нашего наследства. Затем следует молитва, в которой апостол просит, чтобы его дорогие дети в вере - можем ли мы сказать, что и мы? - могли познать свои привилегии и силу, которая приводит нас к ним, ту самую силу, которой Христос был воскрешен и посажен одесную Бога, чтобы обладать ими, как глава собрания, которое есть его тело, которое с ним будет установлено над всем, что было создано его главой, как Богом, и Он наследует как человек, наполняя все своей божественной и искупленной славой. Одним словом, сначала мы имеем откровение со стороны Бога, чем являются святые перед ним во Христе; затем, установив намерение Бога относительно Христа,- наследство Бога в святых; затем - молитву, чтобы мы могли познать эти вещи и силу, которой мы приведены к ним в наслаждение ими.

Нам необходимо изучить эти вещи более подробно. Мы видели установление двух видов отношений между человеком и Богом - отношений, в которых находится Сам Христос. Мы поднялись к его Богу и нашему Богу, к его Отцу и нашему Отцу. Мы разделяем все благословения, которые истекают из этих двух видов отношений. Он благословил нас всеми духовными благословениями; не упущено ни одного. И все они - высшего порядка; они не временные, как это было с иудеями. И мы наслаждаемся этими благословениями в самой высшей способности обновленного человека: и они приспособлены к этой способности, эти духовные наслаждения. Они находятся также в высшей сфере, а не в Ханаане, или земле Эммануила. Эти благословения дарованы нам на небесах; дарованы нам самым великолепным образом - таким, который не оставляет места для сравнения, - в Христе. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа благословил нас всеми духовными благословениями на небесах во Христе. Но это исходит из сердца самого Бога, из замысла, вне всяких условий. До сотворения мира мы занимали это место в его сердце. Он намеревался дать нам место во Христе. Он избрал нас в нем.

Какое благословение, какой источник радости, какая благодать - быть таким образом предметами его благоволения, соответственно его великолепной любви! Если бы мы измеряли ее, то мы должны были бы постараться сделать это через Христа; или, по крайней мере, мы должны почувствовать, какова его любовь. Обратите особое внимание на способ, которым Святой Дух сохраняет ее перед нашими глазами; мы знаем, что все во Христе - во Христе на небесах - Он избрал нас в нем к принятию через Иисуса Христа, чтобы сделать желанными в возлюбленном. Это один из основополагающих принципов в наставлениях Духа в этом месте. Другой принцип заключается в том, что благословение имеет свое происхождение в самом Боге. Он является его источником и творцом. Его собственное сердце, если можно так сказать, его собственный разум является его происхождением и мерой. Поэтому только во Христе мы можем иметь некоторую меру того, что не может быть измерено. Ибо Он в полном и точном значении слова есть наслаждение Бога. Сердце Бога находит в нем достаточный объект, чтобы полностью положиться на него, по отношению к которому может осуществляться его бесконечная любовь.

И благословение - от Бога; более того, оно с ним самим и перед ним, чтобы удовлетворить его, чтобы удовлетворить его любовь. Именно Он избрал нас, Он предопределил нас, Он благословил нас; и это то, чем мы должны быть перед ним, и усыновлены как сыновья для самого. Такова благодать в этих великих основах. Следовательно, это то, что благодати было угодно сделать для нас.

Однако нам следует отметить и еще одну вещь. Мы избраны в нем прежде основания мира. И это не просто выражение верховной власти Бога. И если сейчас Бог избрал некоторых из людей, то это было бы так же великолепно, как и прежде основания мира; но это показывает, что в замыслах Бога мы принадлежим миропорядку, установленному благодаря ему во Христе до того, как существовал мир. Это очень важный аспект христианства. Ответственность наступила естественно с сотворением Адама в этом мире. Наше положение было дано нам во Христе до существования мира. Развитие всех качеств этой ответственности привело к кресту и там закончилось; невинный, грешник без закона, под законом, и, когда он оказался виновным во всем, благодать (сам Бог) пришла в мир грешников в благости и встречает ненависть за свою любовь. Мир был осужден, и человек потерян, и это каждый знает в отношении самого себя. Затем было совершено искупление, и все намерения и замыслы Бога в новой твари, в воскресшем Христе, последнем Адаме, были открыты, "тайна, сокрытая от веков и родов", в то время как была испытана ответственность первого человека. Сравните 2 Тим. 1,9-11 и Тит. 1,2, где эта истина представлена чрезвычайно тесно.

Эта ответственность и благодать не могут быть примирены иначе, как во Христе. Два дерева сада воплощали два закона; затем безусловно данное Аврааму обетование, чтобы мы могли понять, что благословение было свободной благодатью; затем закон вновь ввел то и другое, но сделал жизнь следствием ответственности. Пришел Христос, то есть жизнь, взял на себя за всех, верующих в него, последствия ответственности и стал, как божественный Сын и как воскресший глава, источник жизни, устранив наш грех; и здесь, как воскресшие с ним, мы не только получили жизнь, но и воскрешены из смерти с ним, и имеем нашу участь соответственно замыслам, которые установили все в нем прежде существования мира, и установили соответственно праведности и искуплению как новую тварь, главой которой является второй человек. Следующая глава объясняет наше введение в это место.

Мы уже сказали, что Бог являет себя в двух качествах в своем отношении к Христу: Он есть Бог и Он - Отец. И наши благословения связаны с этим; то есть с его совершенной природой как Бога и с близостью отношений с ним как с Отцом. Апостол еще не касается ни нашего наследия, ни замыслов Бога относительно славы, центром которой должен быть Христос, но он говорит о нашем отношении с Богом, о том, что мы с Богом и перед ним, о том, чем Он нас сделал, а не о нашем наследии и не о том, что Он дал нам. В стихах 4-6 показана наша участь во Христе пред Богом. Стих 4 опирается на имя Бога, а стих 5 - на имя Отца.

Сущность самого Бога проявилась в том, что предписано святым (ст. 4). Бог мог найти свое истинное наслаждение только в себе и в том, что сходно с ним. И это является всеобщим принципом. Честный человек не может найти удовлетворения в человеке, который не сходен с ним в этом отношении. Имея еще большее основание, Бог не мог выносить того, что противостоит его святости, так как в деятельности его природы Он должен окружить себя тем, что Он любит и в чем испытывает наслаждение. Но, прежде всего, Христос является этим в себе. Он лично есть образ невидимого Бога. Любовь, святость, безвинное совершенство во всех его путях, соединены в нем. В стихе 4 мы читаем о нашем положении в этом отношении. Во-первых, мы - пред Ним: Он приводит нас пред свое лицо. Любовь Бога должна сделать это, чтобы обрести удовлетворение. Любовь, которая в нас, должна быть обретена в этом положении, чтобы иметь свой совершенный предмет. И только здесь может быть найдено совершенное счастье. Поскольку это так, то необходимо, чтобы мы были подобны Богу. Он не мог привести пред свое лицо, чтобы найти в нас наслаждение и допустить нас туда такими, в чем Он не мог найти удовлетворения. Поэтому Он избрал нас во Христе, чтобы мы были святы, без вины пред ним в любви. Он сам свят по своей природе, безупречный во всех своих путях, любовь по своей сущности. Это положение совершенного счастья - пред лицом Бога, в уподоблении Богу, и то, что во Христе, предмете и мере божественной любви. Так Бог находит в нас наслаждение; и мы, обладая природой подобной его собственной, что касается ее нравственных качеств, - мы способны наслаждаться этой природой полностью и беспрепятственно, наслаждаться ею в ее совершенстве в нем. И нам предоставили здесь место: его собственное изобретение и его собственная любовь, которые поместили нас сюда в нем, так что сердце находит свой покой в этом положении, ибо в нашей природе возникло согласие с природой Бога, и мы также были избраны для этого, что показывает личную любовь, которую Бог имеет для нас. И мы также созерцаем совершенные и превосходные предметы.

Заметьте, что в отношениях, о которых мы здесь говорим, благословение находится в связи с природой Бога; поэтому не сказано, что мы предопределены для этого соответственно его благоволению. Мы избраны во Христе, чтобы быть благословленными в его присутствии; это его бесконечная благодать; и отрада для его природы не могла быть иной, чем эта, потому что такова его природа. Нельзя найти счастье в чем-либо другом или с другим.

В стихе 5 мы подходим к особым привилегиям, и мы предопределены для этих привилегий. "Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей". Этот стих представляет нам не природу Бога, а подлинную близость, как мы уже сказали, отношений, так как это соответствует его благоволению. Он может иметь пред собой ангелов в качестве слуг; и на то, чтобы иметь сыновей, тоже есть его воля.

Возможно, скажут, что если человеку, позволено наслаждаться в природе Бога, то едва ли возможно не быть с ней в близких отношениях; по форме характер этих отношений, конечно же, зависит от верховной воли Бога. Более того, так как мы видим это во Христе, то отражение этой божественной природы и отношения сыновства связаны друг с другом, ибо и то и другое соединено в нас. Все же мы должны помнить, что наше участие в этих вещах зависит от верховной воли Бога, нашего Отца; так же как и средства участия в них и способ, которым мы участвуем в них означают, что мы - во Христе. Бог, наш Отец, и в своем верховном благоволении, соответственно своим замыслам любви, избирает, чтобы иметь нас возле себя. Это намерение, которое связывает нас с Христом в благодати, четко выражено в данном стихе, так же как и в предыдущем. Он характеризует не только наше положение, но Отец представляет себя особым образом относительно этого. Святой Дух не удовлетворен сказанным - "предопределив усыновить нас"- и Он добавляет: "Себе". Могут сказать, что это относится к слову "усыновить". Но Дух подробно разъясняет эту мысль нашим сердцам: Отец избирает, чтобы иметь нас в близких отношениях с собой, как сыновей. Мы - сыновья для него самого благодаря Иисусу Христу по благоволению его воли. Если Христос является образом невидимого Бога, то мы несем в себе этот образ, являясь избранными в нем. Если Христос - Сын, то и мы вступаем в эти отношения.

Посему это наши отношения, такие драгоценные, такие величественные, с Богом, нашим Отцом во Христе. Это замыслы Бога. И мы уже не находим ничего от нашего прежнего положения тех, кто должен быть призванными к этому благословению. Это небесный народ, небесная семья соответственно намерениям и замыслам Бога, плод его вечных помыслов и его сущности любви - той любви, которая здесь названа "славой благодати". Мы не можем прославить Бога, добавляя что-либо к нему. Он прославляет себя, когда открывает себя. И все это, следовательно, служит восхвалению славы его благодати, согласно которой Он поступал по отношению к нам в милости во Христе и соответственно которой Христос является мерой этой благодати, ее формой выражения по отношению к нам, это тот, в ком мы разделяем ее. Вся полнота этой благодати открывается в его путях по отношению к нам; - мысли, исходящие от Бога, у которых нет иного источника, кроме него самого, в которых и через которые Он открывает себя, и исполнением которых Он прославляет Себя. И заметьте также, что Дух не говорит "Христос" в конце шестого стиха. Когда Он говорит о нем, Он желает придать выразительность помыслам Бога. Он действовал по отношению к нам в благодати в "Возлюбленном" - в том, кто является предметом его любви, особенность Христа, когда дух говорит о благодати, дарованной нам в нем. Был ли особый предмет любви Бога? Был. Он благословил нас в этом предмете.

И где Он нашел нас, желая привести нас в это славное положение? Кого Он избирает, чтобы благословить таким образом? Бедных грешников, мертвых в своих преступлениях и грехах, рабов сатаны и плоти.

Если во Христе мы видим наше положение соответственно замыслам Бога, то в нем мы также находим искупление. Мы обрели искупление его кровью, получили отпущение наших грехов. Те, кого Он хотел благословить, были жалки и ничтожны из-за греха. И Он относился к ним соответственно щедрости своей благодати. Мы уже видели, что в этом отрывке Дух открыл для святых положение во Христе, прежде чем Он рассматривает то состояние, из которого Он извлек их, когда Он нашел их грешниками на земле. И весь разум Бога, относительно их, раскрыт в его замыслах, в которых Он прославляет себя. Поэтому сказано, что то, что Он намеревался сделать со святыми, соответствовало величию его благодати. Он позволяет познать себя в этом. То, что Он сделал для бедных грешников, соответствует щедрости его благодати. Он раскрыл себя в своих замыслах; Он славен в благодати. В своем деле Он думает о наших бедах, о наших нуждах, соответственно богатству своей благодати; мы участвуем в замыслах, как их цель в нашей нищете и нужде. Он щедр в благодати. Таким образом, наше положение упорядочено и установлено согласно замыслам Бога и благодаря действенности его дела во Христе - наше положение относительно его. Если здесь, где раскрыты советы и замыслы Бога, мы должны думать о прощении и искуплении, то мы должны думать об этом не соответственно нашим нуждам, как мере этого, а соответственно щедрости благодати Бога.

Бог, предоставив нам место в этой близости, раскрывает свои замыслы относительно самого Христа. Та самая благодать сделала нас кладезями неизменной цели его замыслов относительно вселенной славы Христа для устроения полноты времени. Это великая благодать, дарованная нам. Мы заинтересованы в славе Христовой, равно как и благословлены в нем. Наша близость к Богу и наше совершенство перед ним представляют возможность быть заинтересованными в замыслах Бога, что касается славы его Сына. И это ведет к наследованию (ср. Иоан. 14,28). Таким образом, Авраам, хотя и на более низкой основе, был другом Бога. Бог, наш Отец, позволил нам наслаждаться всем в небесах; Он соединил все небесное и земное под Христом, как главой, и наши отношения со всем, что дано ему во власть, а также наши отношения с Богом, его Отцом, зависят от нашего положения в нем; именно в нем мы имеем наше наследие.

Благоволение Бога должно было соединить все, что создано, под рукой Христа. Таково его намерение для устроения полноты времен, в котором будет открыт исход всех его путей {Это будет великолепное зрелище, как исход путей Бога - увидеть все соединенным в совершенном мире и единстве под властью человека, второго Адама, Сына Бога; видеть самих себя связанными с ним самим в этой же славе, его спутниками в небесной славе, в качестве целей извечных замыслов Бога. Здесь я не стану распространяться по этому поводу, потому что рассматриваемая нами глава направляет наше внимание на сообщения замыслов Бога относительно этого. Вечное состояние, в котором Бог есть все во всем, также является совсем другой темой. Совершение полноты времени есть результат путей Бога в управлении; вечное состояние, исходящее от совершенства его природы. Даже в этом управлении мы представлены как сыновья относительно его природы. Чудесная привилегия!}. Во Христе мы наследуем свою долю, наследники Божии, как это сказано в другом месте, сонаследники Христа. Поэтому здесь Дух представляет нам, cкорее, положение, благодаря которому нам досталось наследие, нежели само наследие. Он приписывает его всевышней воле Божией, как до этого Он поступил с особыми отношениями сыновей к Богу. Заметьте также, что в наследии мы будем для восхваления Его славы; как в нашем отношении к нему мы предназначены для того, чтобы возвысить славу Его благодати. Явленные в обладании наследием, мы будем проявлением Его славы, сделанной различимой и видимой в нас; но наши отношения с ним являются плодом для наших собственных душ с ним и перед ним, безразличной благодати, которая представляет нам место в этих отношениях и делает нас способными к этим отношениям.

Таковы, относительно славы, дарованной ему как человеку, замыслы Бога, нашего Отца по отношению к Христу. Он соберет все вместе в единое целое в себе как их глава. И в нем мы имеем наше истинное положение, что касается нашего отношения с Богом Отцом, а также и относительно наследия, дарованного нам. Мы присоединены к Христу в связи с тем, что выше нас, а также относительно того, что ниже. Апостол говорит об иудео-христианах, кто поверил в Христа до того, как Он был наказан: "Нам, которые ранее уповали на Христа". Я осмелюсь употребить новые слова: "Которые ранее уповали на Христа" - то есть уповали на него до того, как Он явился. Остаток иудеев в последние дни поверит (подобно Фоме), когда увидит его. Благословен тот, кто уверовал в него, не видя его. И апостол говорит о тех среди иудеев, кто уже поверил до него.

В стихе 13 он изливает те же благословения и на язычников, что дает повод для нас - то, что истинно для каждого верующего, но что имеет особое значение для верующих среди язычников. Бог запечатлел их своей печатью через дар Святого Духа. По плоти они не были наследниками обетования, но когда они поверили, Бог запечатлел их Святым Духом обетования, который является залогом наследия как для иудеев, так и для язычников, пока обладание, обретенное через Христа, не будет отдано ему, пока Он не обретет это своей силой - силой, которая не допустит существования противников. Заметьте также, что Он не рождается вновь, но на верующих возлагается печать, проявление и залог их будущего участия в наследии, которое принадлежит Христу, - наследии, на которое у него есть право через искупление, при этом Он искупил все для себя и только присвоит своей силой, когда соберет вместе всех сонаследников, чтобы наслаждаться этим вместе с ним.

Святой Дух не является залогом любви. Любовь Бога изливается в наши сердца через Святого Духа, данного нам. Бог любит нас так, как Он будет любить нас на небесах. А для наследия Святой Дух является залогом. Мы ничем не владеем от наследия. Мы будем для восхваления его славы. Слава его благодати уже раскрыта.

Таким образом, у нас есть благодать, которая установила положение детей Бога - замыслы Бога относительно славы Христовой, как главы всего, - часть, которую мы имеем в нем как наследнике и дар Святого Духа - как залог и печать наследия, которого Он достиг.

Со стиха 15 и до конца нам представлена молитва апостола для верующих, которая истекает из этого откровения, - молитва, основанная на способе, которым дети Бога были приведены к своим благословениям во Христе и ведущем нас к полной истине относительно союза Христа и собрания, и места, которое Христос занимает во вселенной, которую Он сотворил как Сын и которую Он вновь присваивает как человек; молитва основывается также на силе, проявившейся в предоставлении нам места, а также самому Христу, в высшем положении, которое Бог отвел нам в своих замыслах. Эта молитва основывается на звании "Бога Господа нашего Иисуса Христа", а молитва третьей главы - на звании "Отца Господа нашего Иисуса Христа". Кроме замыслов, здесь есть и другое сообщение. Здесь Бог назван Отцом славы, являясь ее источником и творцом. Но не сказано только "Бог Господа нашего Иисуса Христа", - мы увидим также, что Христос рассматривается как человек. Бог воздействовал во Христе (ст. 20), Он воскресил его из мертвых и посадил одесную себя на небесах. Одним словом, все, что произошло с Христом, рассматривается как влияние силы Бога, которая исполнила это. Христос мог сказать: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его", ибо Он Бог; но здесь Он рассматривается как человек; и именно Бог воскресил его.

Эта молитва состоит из двух частей: первая - что они могут понять, в чем состоит призвание и наследие Бога; вторая - что сила, которая ставит их во владение тем, чем это призвание подтверждается, является той же силой, которая посадила Христа одесную Бога, воскресив его из мертвых.

Во-первых, понимание вещей, данных нам. Мы находим, как мне кажется, две вещи, которые в предыдущей части главы мы рассматривали как участь святого - надежду призвания Божьего и славу его наследия в святых. Первое связано со стихами 3-5, то есть с нашим призванием; второе - со стихом 11, то есть с нашим наследием. В первом мы обрели благодать (и именно Бог воздействовал на нас, потому что Он есть любовь), а в последнем - славу; человек показан как наслаждающийся в его личности наследием плодов силы и замыслов Бога. Бог призывает нас предстать пред ним святыми и безупречными в любви, и, в то же время, быть его сыновьями. Величие его наследия является нашем. Обратите внимание на то, что апостол не говорит "наше призвание", хотя мы и призваны. Он характеризует это призвание, как "призвание Его", призывая нас постичь его соответственно его великолепию и истинному характеру. Призвание соответствует самому Богу. Вся благословенность и сущность этого призвания соответствуют полноте его благодати, и достойно его самого. Именно на это мы надеемся. Это также и его наследие, как земля Ханаана была его, как Он сказал в законе, и которую Он, тем не менее, наследует для Израиля. Даже наследие всей вселенной, когда она будет наполнена славой, принадлежит ему, но Он наследует для святых. Это величие славы его наследия для святых. Он все наполнит своей славой, и Он унаследует ее для святых. Таковы две стороны того, что было впервые открыто глазам святых. Призванием Бога мы призваны наслаждаться благословенностью его присутствия, наслаждаться тем, что выше нас. Наследие Бога применяется к тому, что ниже нас, к сотворенному, которое все было подчинено Христу, с которым и в котором мы наслаждаемся светом присутствия Божьего. И желание апостола состоит в том, чтобы ефесяне смогли понять эти две вещи.

Во-вторых, апостол просит для них, чтобы они могли познать уже открытую силу, которая уже действовала, чтобы дать им часть в этом благословенном и славном положении. Ибо так же, как они были представлены всевышней благодатью Божьей в положении Христа пред Богом, его Отцом, так и дело, которое было совершено во Христе, и проявление силы Божьей, которое имело место в воскресении его из мертвых одесную Бога Отца, превыше всякого имени и является выражением и примером действия той же силы, которая действует в тех, кто верует и которая воскресила нас из состояния смерти в грехе, чтобы участвовать в славе Христа. Эта сила является основанием положения собрания в его единстве с ним и основанием проявления тайны в соответствии с намерениями Бога. Лично Христос, воскрешенный из мертвых, посажен одесную Бога выше всей силы и власти, выше всякого имени, названного в иерархии, через которую Бог осуществляет управление миром не только в этом веке, но и в будущем. И это превосходство существует не только относительно его божественности, слава которой не изменяется, но и относительно места, предоставленного ему, как человеку, ибо мы говорим здесь - как мы уже видели - о Боге Господа нашего Иисуса Христа. Именно Он воскресил его из мертвых и дал ему славу и высшее положение, место, которого Он, несомненно, достоин, но которое Он получает и должен получить, как человек, из рук Бога, сделавшего его главой всего, соединяя с ним собрание, как его тело, и воскрешая членов из смерти в их грехах той же самой силой, которая воскресила и возвысила главу, оживотворяя их вместе со Христом и предоставляя им место на небесах в нем той же самой силой, которая возвысила его. Таким образом, собрание, его тело, является его полнотой. И Он действительно наполняет все во всем, а тело образует дополнение главы. И Он, поскольку Он есть Бог, но также и человек, наполняет все - и это, поскольку Он человек, соответствует силе искупления и славе, которую Он обрел; так что вселенная, которую Он наполняет славой, наслаждается ей соответственно непоколебимости искупления, власти и влияния которого никто не может избежать {Ср. гл.4,9.10, а также это осуществление искупления и место Христа как Искупителя, заполняющего все во всем}. И именно Он, я повторяю, наполняет вселенную своей славой; но глава не окажется изолированным от тела, оставленного и незавершенного. Ведь тело дополняет его в славе, как и тело человека дополняет голову; но тело предназначено не для того, чтобы направлять, а для того, чтобы быть телом главы, и поэтому голова должна быть главой своего тела. Христос является главой тела над всем. Он наполняет все во всем, и собрание является его полнотой. Это тайна во всех ее частях. Соответственно, мы можем отметить, что когда Христос (совершив искупление) воссел одесную Бога, то Он занимает место, в котором Он может быть главой тела.

Великолепный удел святых, благодаря их искуплению и божественной силе, которая действовала в воскресении Христа, когда Он умер под нашими преступлениями и грехами и посажен его одесную Бога, - удел, который, за исключением того, что Он лично воссел одесную Отца, является нашим благодаря нашему единению с ним!