Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Библия Комментарий Культурно-исторический

Даниил 1

1:1–21  Даниил и его друзья при дворе царя Навуходоносора

1:1. Навуходоносор. Навуходоносор II (ок. 605–562 гг. до н. э.) был вторым правителем Халдейского (Нововавилонского) царства, доминировавшего на древнем Ближнем Востоке в течение почти целого столетия. Он был сыном Набопаласара, халдея, который объявил себя независимым от Ассирии в 622 г. до н. э. Во время своего правления, продолжавшегося сорок три года, Навуходоносор усмирил Египет (хотя ему так и не удалось завоевать его) и в буквальном смысле заново отстроил Вавилон. Фактически, большая часть Вавилона, которая была раскопана современными археологами, датируется эпохой царствования Навуходоносора. Таким образом, он был основателем Халдейского царства, которое пришло к краху лишь через поколение после его смерти. Этот великий царь оставил о себе память во многих культурах, включая Грецию (где он был известен как великий строитель) и Израиль (не только в библейских материалах, но и в более поздних раввинских источниках).

1:1,2. Хронология. Третий год царствования Иоакима приходится на 606—605 г. до н. э. (на основе календаря, начинающегося с месяца тишри; см. коммент. к Иер. 32:1; о системе летосчисления на основе года вступления царя на престол см. в коммент. ко 2:1). В это время Навуходоносор еще был наследным принцем и проводил военные кампании, начатые Набопаласаром, смерть которого последовала в середине августа того же года. В начале лета 605 г. до н. э. Навуходоносор, вместе со своими союзниками мидянами, захватил последний бастион ассирийского могущества в битве при Кархемише. Вавилония и Мидия затем разделили Ассирийскую империю между собой. Навуходоносор сделал ставку на Сирию и обосновался в Ривле (см. коммент. к 4 Цар. 23:33), где он начал собирать дань со своих новых вассалов. Иудея находилась на территории, которая досталась Вавилонии, и в конце 604 г. до н. э. Навуходоносор вернулся туда. Документальных свидетельств осады Иерусалима вавилонянами до 597 г. до н. э. нет, однако язык этого стиха носит настолько общий характер, что допускает различные толкования.

1:1,2. Иоаким. Иоаким, второй сын царя Иосии, был посажен на престол египетским фараоном Нехао, который стремился установить свой контроль над Сирией и Палестиной. Когда Иосия погиб в сражении, народ воцарил его сына Иоахаза, который принадлежал к антиегипетской партии. Иоахаз правил в течение трех месяцев (пока Нехао был занят в Харране), после чего фараон низложил его и отправил в качестве пленника в Египет. Его место занял Иоаким, известный своей проегипетской ориентацией, а это внушало надежду, что он станет послушным вассалом Египта. Ситуация коренным образом изменилась, когда после победы при Кархемише этот регион попал под контроль Навуходоносора. Иоаким исполнял роль вынужденного вассала в течение нескольких лет, но после неудачной попытки Навуходоносора вторгнуться в Египет в 601 г. до н. э. разорвал отношения с Вавилоном и стал искать поддержки Египта. Непокорность Иоакима оказалась роковой и привела в 597 г. до н. э. к осаде Иерусалима вавилонскими войсками (см. коммент. к 4 Цар. 24:10,11).

1:2. Сосуды Дома Божия. Сосуды из храма считались прекрасными трофеями не только потому, что были сделаны из драгоценных металлов, но и потому что были посвящены Яхве и использовались в храмовых ритуалах. Захват вещей, имевших значение для божества, был демонстрацией силы и символизировал его подчинение. Описание некоторых из этих предметов см. в коммент. ко 2 Пар. 4.

1:2. Отправил в дом бога своего. Судя по текстам из Мари и надписи на «Цилиндре Кира», цари всегда стремились взять «в заложники» статуи богов завоеванной страны и захватить разнообразные сосуды, использовавшиеся при богослужении. Осквернение святынь было одним из способов демонстрации власти божества, покровительствующего победителям, над богами покоренного народа.

1:2. Его бог. Мардук был верховным богом Вавилона, его покровителем и главой пантеона. По существу, вавилонский эпос о сотворении мира «Энума элиш» — это миф, повествующий о его возвышении, что, как считают, произошло в конце 2–го тыс. до н. э. Мардук был сыном одного из членов самой августейшей древней триады — Энки, покровителя Эриду. Хотя в Библии главным соперником Яхве обычно выступает Ваал, не было в 1–м тыс. до н. э. божества, которое имело бы такое же политическое влияние, как Мардук. Его прославленный храм Эсагила вместе с зиккуратом Этеме нанки были самыми грандиозными сооружениями в прекрасном городе Вавилоне.

1:3. Асфеназ, начальник евнухов. Такой же титул носил один из трех представителей Сеннахирима, посланных к Езекии (см. коммент. к 4 Цар. 18:17). О евнухах см. коммент, к Ис. 56:4,5.

1:4,5. На службе у царя. Науки, которым предполагалось обучить этих юношей, предназначались для их подготовки к царской службе. Став придворными, они могли служить писцами, советниками, мудрецами, дипломатами, губернаторами провинций или камердинерами членов царской семьи. В письмах к ассирийским царям в VII в. до н. э. упоминаются пять категорий придворных советников: астролог–писец, гадатель, заклинатель (этот термин используется для обозначения тех, кто сопоставляется с Даниилом в ст. 20), врач и плакальщик. Обычно каждый специалист владел несколькими профессиями. Привлечение талантливых чужеземцев имело целью обогащение собственной культуры и обеспечение ее процветания в следующих поколениях. Обретенные ими знания и мастерство должны были послужить вавилонянам, а не их врагам.

1:4. Язык халдейский. Вавилоняне говорили на аккадском языке: это был сложный и древний язык, в котором использовалась клинопись (клинообразные значки, которые выводились с помощью «стиля», специальной палочки для письма), причем каждый символ обозначал слог. Значительная часть канонической литературы вавилонян была написана на аккадском языке, поэтому писцам и разным специалистам нужно было изучать его. Кроме того, существовало множество диалектов аккадского языка, хотя, возможно, древние документы приводились в соответствие с современными литературными нормами. Члены правящей династии, однако, были не вавилонянами, а халдеями (см. коммент. к Ис. 13:19). Они говорили на арамейском языке, который служил в то время языком международного общения, и использовали алфавитную систему письма, имеющую сходство с древнееврейской письменностью. Широкое распространение арамейского языка в то время позволяет думать, что Даниил и его друзья уже говорили на нем довольно свободно. С другой стороны, упоминание халдейского языка в данном тексте может указывать не на этнических халдеев, а на жреческую гильдию волхвов, которых обычно называли «халдеями». В книге Даниила понятие «халдей» используется как по отношению к этнической группе, так и по отношению к волхвам.

1:4. Книги халдейские. Трудно сказать, предусматривала ли программа подготовки иудейских юношей изучение обширной литературы, обязательной для писцов и составлявшей неотъемлемый элемент общего образования, или речь идет только о специальной литературе, знание которой было необходимо гадателям. Литература гадателей была представлена главным образом текстами предзнаменований. В «дипломах» древних ученых мужей указывалось, что они досконально изучили тексты предзнаменований (так называемые «серии»). Эта литература охватывает данные наблюдений различных явлений на протяжении более тысячелетия, а также описание благоприятных и неблагоприятных событий, которые они предвещают. Помимо того, гадатели регулярно представляли царю свои рекомендации и отчеты о текущих наблюдениях. Иногда гадатели использовали для получения предзнаменований не только астрономические наблюдения, сны и т. п., но и такие средства, как исследование внутренностей жертвенных животных или использование медиумов. Предзнаменования стали собирать и записывать уже в старовавилонский период (в начале 2–го тыс. до н. э.) и обычно представляли в форме «если — то». У «тайноведцев» и волхвов (см. коммент. к 1:20), не выдержавших сравнения с Даниилом, тоже имелась своя специальная литература. Они специализировались на выявлении опасностей, связанных с различными зловещими предзнаменованиями (астрономическими явлениями, снами, рождением уродов и т. п.), и совершали ритуалы, призванные защитить от потенциального зла. Литература по этой охранительной магии представлена текстами namburbu.

1:5. Ежедневная пища с царского стола. Привилегией кормиться от царского стола обладали многие. Это не означает, что они составляли компанию царю и разделяли с ним трапезу, а говорит лишь о том, что они состояли на иждивении у государства. Среди тех, кто получал пищу с царского стола, в нововавилонский период были члены правительства, ремесленники и искусные мастера (местные и иностранные), дипломаты, купцы и актеры, а также политические эмигранты и члены царских семей, которых депортировали или держали в Вавилоне в качестве заложников. Рацион их питания определялся статусом: они получали либо ячмень и масло, либо более изысканную пищу. Кроме того, их содержание подразумевало обеспечение одеждой и кровом.

1:5. Царская пища. Использованный здесь (и далее по всей главе) термин patbag существовал в персидском языке и считается заимствованным словом. Он обозначает пищу, которую царь посылал друзьям короны. Не следует думать, что это были мясные блюда. Когда позднее греки обратились к описанию этой пищи в персидской литературе, они сочли, что речь шла о хлебе из ячменной и пшеничной муки и вине.

1:5. Трехлетнее обучение. На подготовку писца обычно уходило три года. Судя по дошедшим до нас источникам старовавилонского периода, обучение включало в себя изучение языка, литературы, математики и музыки. Для обучения волхвов и тайноведцев, вероятно, требовалось больше времени, однако в литературе точные сведения об этом отсутствуют.

1:7. Новые имена. Изменение имени человека означало власть над ним и право распоряжаться его судьбой. Правители многих стран обнаруживают такую склонность на протяжении всей библейской эпохи. Поскольку благовидной целью процесса, в который был вовлечен Даниил, была ассимиляция, наречение вавилонским именем было очевидной необходимостью. Следует также учесть, что имена нередко представляли собой некие высказывания о божествах, поэтому предполагалось, что вавилонские имена юношей будут в какой–то мере отражать признание ими вавилонских богов.

1:8. Отказ от царских яств. Среди исследователей ведутся обширные дискуссии и высказываются самые разнообразные предположения о причинах отказа Даниила и его друзей от царской пищи. Большинство сходятся во мнении, что речь идет о противопоставлении мясной и вегетарианской пищи (см. коммент. к 1:5 и 1:12). Разумеется, принятие пищи с царского стола свидетельствовало об определенной преданности царю, но при этом не имело значения, что именно ели молодые люди. По еврейским законам о пище (кошер), мясо, вероятно, считалось нечистой пищей, но неправильное хранение или приготовление может сделать нечистыми и другие продукты. Более того, еврейский закон не запрещает употребления вина. На царский стол, несомненно, поставлялось отборнейшее мясо из храмов, где совершались жертвоприношения идолам (а вино возливалось перед богами), но таким путем могла поступать пища разного рода. Решение юношей, конечно, не имело ничего общего с вегетарианством или стремлением избежать калорийной пищи в определенных целях (см.: 10:3). В литературе эпохи между двумя заветами есть многочисленные примеры того, как иудеи отказывались от пищи, приготовленной язычниками (книги Товита, Иудифи, Юбилеев). Оскверняла не столько сама пища, сколько вся программа ассимиляции. Фактически, это означало, что вавилонские власти осуществляют полный контроль над их повседневной жизнью. У иудеев было очень мало возможностей противостоять насильственной ассимиляции. Желая отстоять свою национальную самобытность, они ухватились за одну из немногих возможностей, где им еще предоставлялся выбор.

1:12. Овощи. Использованное здесь слово обычно обозначает зерно, предназначенное на корм скоту или для посева. Ни в аккадском, ни в древнееврейском языках это понятие никогда не использовалось для обозначения человеческой пищи. Но данный текст и не предполагает, что пленникам подавали деликатесы. Как сказано выше (1:5), питаться с царского стола означало только то, что они получали пищу за счет царского бюджета. Довольствие военных, например, состояло из определенного количества зерна, из которого они сами готовили себе пищу. Зерно растирали, заваривали кипятком и варили кашу. Поэтому речь может идти о тех же продуктах, что и в 1:5, но пища готовилась ими самими, а не на царских кухнях.

1:17. Видения и сны. Уже в 3–м тыс. до н. э. снам придавали большое значение, так как считали, что они приоткрывают смысл деяний богов. Сны рассматривались как послания от богов, принесенные духом–вестником. В аккадском языке такой вестник назывался Закику. Иногда через сны стремились получить информацию (см. коммент. ко 2 Пар. 1:7–12).

1:20. Тайноведцы и волхвы. «Тайноведцами» названы здесь египетские толкователи снов. Это же слово использовано в Быт. 41:8 и Исх. 7:11. В Вавилонии среди царских советников при дворе были и египетские толкователи снов. «Волхвами» называли месопотамских заклинателей, в задачу которых входила также защита от опасностей, предсказанных зловещими предзнаменованиями, в том числе полученными во сне. Их искусство заключалось в умении распознавать угрожающие знамения и определять направление действий, позволяющих отвратить зло. Выяснив, откуда угрожает опасность, они совершали соответствующие ритуалы и произносили заклинания. Болезни нередко воспринимались как «дурные предзнаменования», поэтому в вавилонском обществе волхвы были еще и врачевателями. Упоминание обоих понятий показывает, что Даниил своим искусством превосходил иноземных и вавилонских специалистов в этих областях.

1:21. Первый год Кира. По всей вероятности, речь идет о первом годе правления Кира в Вавилоне, который начался в октябре 539 г. до н. э. Это означает, что служение Даниила продолжалось более шестидесяти пяти лет.

2:1–49  Тревожный сон

2:1. Хронология. По вавилонскому летосчислению, время, истекшее с момента вступления на престол до первого дня Нового года (в нисане, т. е. марте–апреле по современному календарю), считалось «годом вступления на престол». Первый год царствования рассчитывался с первого дня наступившего нового года. Навуходоносор вступил на престол 6 сентября 605 г. до н. э. Первым годом его царствования считается 604–603 гг. до н. э. Сон, который рассматривается в данной главе, мог иметь место в интервале между 603–м и 602 гг. до н. э. Вавилонская летопись за этот год сильно повреждена в ключевых местах, но и сохранившейся информации достаточно, чтобы показать, что Навуходоносор столкнулся с существенными военными проблемами. В четвертый год своего правления он предпринял знаменитую, хотя и безуспешную попытку вторгнуться в Египет.