Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Библия Далласской БС Комментарий

Амос 1

1. ПРОЛОГ (1:1-2)

А. Об авторе книги и дате ее написания (1:1)

1:1. Стих этот объяснен во Вступлении к книге. Остается заметить, что при более точном переводе с еврейского здесь читается, не слышал, а видел (подразумевается, духовными очами).

Б. Тема книги (1:2)

1:2. Это приближение грозного суда над Израилем и другими народами за их преступления. Если в русском переводе глас Господа с Сиона уподобляется раскатам грома, то на других языках, в частности, на английском, здесь образ львиного рыка перед нападением льва на его жертву. Но действие страшного "гласа" свыше идентично: он повергнет в ужас и горе людей, а растительность иссохнет от него, как бы пораженная жаром. "Указание" в этой связи на "вершину Кармила" примечательно в двух смыслах. Во-первых, гора Кармил находится на севере страны, близ Средиземного моря, и, следовательно, здесь подчеркивается мысль о том, что бедствие поразит Северное царство. Масштабы его (и это, во-вторых) будут огромны: дело в том, что гора Кармил, богатая растительностью и отличными пастбищами, издавна относилась к лучшим землям Израиля (см. Ис. 35:1-2). И вот она-то "иссохнет"!

Напомним, что заключение "заветов" между сюзереном и его вассалом в древности широко практиковалось на всем Ближнем Востоке. Не удивительно, что это сделалось прообразом заключения того завета (со всеми вытекавшими из него обязанностями и правами, поощрениями и карами), узами которого Бог связал Себя с народом Израиля. Согласно древним заветам сюзерен, или господин, заботился о своем вассале и защищал его — "в обмен" на его лояльность и повиновение. Нарушение завета вассалом влекло за собою наказание (проклятие). По завету между Богом и Израилем засуха была "определена" как одно из таких проклятий (см. Втор. 28:20-24). Так что слушавшим Амоса было ясно, что Господь, Владыка вселенной, намерен судить их за нарушение завета. (Относительно "уз завета", связывавших Бога с языческими народами, см. в ком. на Ам. 1:3.)

В. Суд грядет (1:3—2:16)

Грозный глас Божий, объявил пророк, прежде "возгремит" против соседей Израиля и лишь затем против него самого. Можно предположить, что слова и звуки одобрения были Амосу ответом со стороны его слушателей, пока он произносил осуждение в адрес Дамаска (1:3-5) и Филистии (ст. 6-8), давних и непримиримых врагов Израиля. Но когда Амос заговорил о Тире (ст. 9-10), который бывал и союзником Израиля (см. 3 Цар. 5), а затем — о Едоме (ст. 11-12), Аммоне (ст. 13-15) и Моаве (2:1-3), которые приходились евреям "кровными родственниками" (см. Быт. 19:36-38; 25:29-30), они, вероятно, подумали, что "круг сужается" и ощутили как бы петлю, затягивающуюся вокруг их собственной шеи. Когда же пророк упомянул Иуду (2:4-5), кровного брата Израиля, места для сомнений не осталось: грядущий суд Божий будет беспристрастным. Но принять эту новую "историческую перспективу" слушателям Амоса (как и читателям его книги) было весьма нелегко: ведь до сих пор мир за пределами Израиля представлялся им мрачным царством демонов, и единственным местом земли, управляемым Самим Богом, была, по их убеждению, их страна. Но Амосу Господь открылся как Отец и Судия всех народов. В библейской истории это произошло впервые. И, вероятно, именно поэтому — с целью дать это осознать своим соплеменникам — Амос начинает со страшных предупреждений, адресованных "другим", и лишь потом обращает свои речи к Иудее и Израилю.

Каждое из его обращений соответствует одной и той же "схеме": а) провозглашение неизбежности наказания, б) указание на конкретное преступление, за которое и последует "суд", и в) описание наказания, которое совершится. Примечательно, что "конкретные преступления", в которых Господь обвиняет, устами Амоса, язычников, не идолопоклонство их, но прежде всего попрание ими норм человечности; подробнее см. об этом ниже.

А. О суде над народами (1:3—2:5)

1. О СУДЕ НАД ДАМАСКОМ (1:3-5)

1:3. Провозглашение неизбежности наказания (согласно упомянутой выше "схеме") от стиха к стиху содержит в себе повторяющуюся фразу: за три преступления и за четыре не пощажу его (их); ст. 6,9,11,13; 2:1,4,6. Это литературный прием для выражения множества (за неким числом следует большее число), который нередко употребляется на страницах Ветхого Завета (см. Иов. 5:19; Пс. 61:12; Прит. 30:15-16,18-19, 21-23, 29-31). При пользовании этим приемом то, что соответствует большему числу, "рассматривается подробно", ему уделяется особое внимание. Тут Амос "расшифровывает" только последнее из преступлений, число которых называет, — как если бы именно оно переполнило чашу Господнего терпения. Существует и такой богословский взгляд на "прием множества" в книге Амоса: здесь это будто бы поэтический прием для выражения числа семь, символизирующего идею полноты. С этой точки зрения Господь предупреждает здесь каждый из перечисленных народов о неотвратимости Своего суда над ним по той причине, что мера его преступлений достигла своей полноты. В случае языческих народов называется лишь последний и главный грех. Но в случае Израиля Амос перечисляет все семь грехов (см. 2:6-8, 12; одно преступление (грех) в ст. 6, два в ст. 7, два в ст. 8, два в ст. 12). Примечательно в этом плане, что степень беспомощности Израиля в день суда Господнего передана пророком в семи картинах, как бы семь раз подчеркнута (см. 2:14-16).

Возвратимся к теме преступлений против завета с Богом, в которых виновен был не только Израиль. Языческие народы тоже повинны были в так называемом пеша — мятеже против установленного Богом порядка во вселенной. Может быть, Амос подразумевал их "мятеж" против того завета, который Бог заключил со всем человечеством во дни Ноя (Быт. 9:5-17). В обмен на обещание Всевышнего никогда более не губить землю потопом (Быт. 9:1) народы, как бы находящиеся в вассальной зависимости от Него, должны были удерживаться от кровопролития, потому что пренебрежительное отношение к человеческой жизни есть оскорбление Божьего образа в человеке (Быт. 9:5-6). Жизнь каждого живущего на земле ценна в глазах Господа, и не уничтожение или сокращение ее угодно Ему, но размножение и продление (Быт. 9:7). Упомянутое выше взаимное соглашение (или завет), согласно которому Бог будет хранить землю, а люди— почитать и продлевать жизнь подобных себе, получило в Библии название "завета вечного" (Быт. 9:16). И этот-то завет, как следует из обличений Амоса, нарушили языческие народы. Они нарушили его актами варварства (Ам. 1:3), депортаций целых народов, обращаемых в рабство (ст. 6,9), упорной ненавистью к "чужим" народам и непостижимо жестоким отношением к ним (ст. 11, 13), а также святотатственным обращением с мертвыми (2:1). Отсюда непреклонно звучащее из уст Господа не пощажу. Ср. с упоминанием о нарушении людьми "вечного завета" и наказании за это в кн. Исайи (Ис. 24:4-6). Много столетий спустя ал. Павел выразит в послании Римлянам ту мысль, что хотя язычники не получили устного или письменного закона, понятия человечности не могут быть чужды им, ибо они "записаны" в их сердцах, и когда они нарушают нормы праведности, установленные Богом, собственная совесть обличает их (см. Рим. 2:14-15).

Обратимся к "решающему греху" Дамаска, столицы Сирии; сирияне молотили Галаад (находился в израильском Заиорданьи) железными молотилами. Подразумевается железное молотило (для выколачивания зерна); представляло собой ребристый вал, окованный железом. Не исключено, что оно служило не только для отделения зерна от соломы, но и как орудие пытки, применявшееся к пленным да и к гражданскому населению. Здесь это может быть как образом военных побед Сирии, которая "прошлась" по Галааду вдоль и поперек, сокрушая и "перемалывая" в нем все, подобно зерну на гумне (ср. с Ис. 41:15), так и буквальным указанием на военную жестокость (ср. с 2 Пар. 12:31). В связи с первым предположением заметим, что израильские земли на восточной стороне Иордана сильно страдали от постоянных нападений "Дамаска", особенно в правление Азаила (841-801 г. до P. X.) и его сына и преемника Венадада 3 (Ам. 1:4; ср. с 4 Цар. 8:7-12; 10:32-33; 13:3-7). Оба эти сирийских царя названы в следующем стихе.

1:4-5. В наказание Господь пошлет на царство Сирийское (на дом Азаила и чертоги Венадада) огонь войны. И сокрушены будут затворы городских ворот Дамаска. Нет однозначного мнения по поводу долины Авен и дома Еденова (или Бет-Едена). Первую некоторые считали долиной, расположенной между Ливаном и Антиливаном; город, возведенный в ней, впоследствии получил название Баальбека. Второй нередко отождествляли с арамейским царством, лежавшим по обеим сторонам средней части Евфрата. Царство это, называвшееся Бит-Адини, упоминается в летописях ассирийских царей. В таком случае здесь угроза поразить всю Сирию — от Ливана до Евфрата. Но существует иное прочтение этих названий, в переносном смысле - как "долина нечестия" (подразумевающая всю территорию Сирии) и "дом веселья" (презрительный намек на дворец в Дамаске как место увеселений царской династии Азаила). Так или иначе, с ними будет покончено, и жители Авена (ср. с 1:15) пойдут в плен в Кир. Некоторые читают это место как "будут изгнаны в Кир"; они относят этот последний (хотя местонахождение Кира не установлено (к Месопотамии, откуда сирийцы, потомки Сима и народ, родственный евреям (см. Быт. 10:22-25), вышли. Другими словами, сирийцы будут изгнаны назад, в место своего происхождения, откуда Бог вывел их в свое время (см. Ам. 9:7). Таким образом, согласно Амосу, наказание этого гордого народа выразится в повороте его истории вспять на 180 градусов. Все, чего он достиг, будет "изглажено". По сути "приговор" этот был осуществлен руками ассирийцев, при Тиглат-Палассаре III, в 732 г. до P. X. (см. 4 Цар. 16:7-9).

2. О СУДЕ НАД ГАЗОЙ (1:6-8)

1:6-8. Тут предупреждение о суде, который совершится над четырьмя городами так называемого филистимского пятиградия (союза пяти городов); это Газа, Азот, Аскалон и Екрон. Пятый город — Геф — "опущен"; может быть, потому, что в дни Амоса он уже лежал в руинах; это могло произойти по причине вторжения туда сирийского царя Азаила в 815 году до P. X. (см. 4 Цар. 12:17) или более полувека спустя, в 760 году, иудейского царя Озии (см. 2 Пар. 26:6).

Вина филистимлян — в бесчеловечности: одержав военную победу над тем или иным городом, они брали в плен всех живых, чтобы затем продать их в рабство. С евреями филистимляне воевали не раз (см., к примеру, 2 Пар. 21:16-17), но трудно сказать, какие именно исторические события имел здесь в виду Амос, и о еврейских ли пленниках (если да, то только ли о них) вел речь. Его упоминание о Едоме свидетельствует о посредничестве едомлян в работорговле.

Устами пророка названа вина жителей четырех городов и произнесен приговор: погибнет остаток Филистимлян. Частично этот приговор осуществился в подчинении Филистии Ассирийской державой (в том же 8-ом веке до P. X.), а полностью — в маккавейский период истории Иудеи (168-134 годы до P. X.).

3. О СУДЕ НАД ТИРОМ (1:9-10)

1:9-10. Тиру, главному городу Финикии, вменяется в вину то же преступление, что и городам филистимским, — продажа взятых в плен людей в рабство (ср. с аналогичным обвинением Иоиля в адрес финикиян; Иоил. 3:6). Скорее всего речь идет об обращении в рабство иудейских пленников. Посредником выступает тот же Едом (ср. с ст. 6). Под "братским союзом", который при этом нарушался, Амос, вероятно, подразумевал дружественный пакт, заключенный в свое время между царем Соломоном и Тирским царем Хирамом (см. 3 Цар. 5), а, может быть, союзнические отношения, связавшие позднее Северное царство и Финикию посредством династического брака между царем Ахавом и Иезавелью (см. 3 Цар. 16:29-31). Что касается осуществления "приговора" Тиру, выраженного в тех же словах, что "приговор" Газе (ср. с ст. 7), то его следует, вероятно, отнести к 332 г. до P. X., когда царь Александр Македонский овладел этим городом после семи месяцев осады его. Согласно сохранившимся историческим сведениям 6 тысяч человек было тогда убито при взятии города, после чего еще 2 тысячи— распяты на крестах, и 30 тысяч — проданы в рабство.

4. О СУДЕ НАД ЕДОМОМ (1:11-12)

1:11-12. Грех Едома в его никогда не затухавшей яростной вражде по отношению к брату его Израилю, с которым его связывали узы кровного родства (ибо Исав, "отец" Едома, приходился братом-близнецом Иакову, от которого "пошел" Израиль; см. Быт. 25:29-30; Чис. 20:14; Втор. 2:4; 23:7). Поводов для военных столкновений между потомками Иакова и Исава было множество на протяжении всей ветхозаветной истории (включая и послепленное время). И едомляне то и дело преследовали брата своего мечем (см. Иез. 25:12; 35:5; Авд. 7-12). Очевидно, "преследование" это отличалось особой "свирепостью", которая свидетельствовала о предании "родственных чувств" полному забвению. Объектами наказания за этот грех названы Феман (крупнейший из южных городов Едома и, очевидно, прилегавшая к нему область; слово "феман" означает "страна юга") и Восор — крепость идумеев на севере. Оба эти города представляют, конечно, страну в целом, которая испытает на себе страшное действие гнева Божьего. (См. упоминание о Фемане в Иер 49:7,20; Иез. 25:13; Авд. 9; Авв. 3:3.)

В 8-ом веке Едом был разгромлен ассирийцами; к 5-ому веку до P. X. он превратился в пустынную территорию (см. Мал. 1:3), которой между 5-ым и 4-ым веками овладело арабское племя наватеев.

5. О СУДЕ НАД АММОНОМ (1:13-15)

1:13-15. Устами Амоса Господь вменяет в вину аммонитянам отвратительную жестокость, проявленную ими в Галааде (см. ст. 3). Какой именно из "военных эпизодов", направленных Амоном на расширение "своих пределов", имел в виду пророк, сказать нельзя. Но известно, что упоминаемый им вид зверства не был "исключительным" преступлением аммонитян в Галааде (см. 4 Цар. 8:12; 15:16; Ос. 14:1). Однако бесчеловечность, будучи проявленной, безнаказанной в истории не остается.

Равва была главным городом аммонитян и, собственно, единственным из их городов, упоминаемым в Библии. Находилась километрах в 30 на северо-запад от Мертвого моря; теперь там находится Аман, столица Иордании. Амос возвестил о гибели Аммона и о пленении царя его и знати; в истории это осуществилось при завоевании страны ассирийским царем Тиглат-Палассаром III в 734 г. до Р. X.