Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Библия Комментарий Культурно-исторический

Амос 1

 1:1 — 2:5  Суд над народами

1:1. Фекоя. Это селение отождествляют с Khirbet Tequ'a, примерно в 7 милях к югу от Иерусалима и в 5 милях к югу от Вифлеема. Поскольку эта местность находилась на самой границе пахотных земель, ее жителям, состоявшим в основном из земледельцев и скотоводов, приходилось упорно трудиться, чтобы добывать себе средства к существованию (см.: 2 Пар. 20:20). Более подробную информацию об этом небольшом селении в холмистой части Иудеи см. в коммент. ко 2 Пар. 14:2.

1:1. Землетрясения. Сирия–Палестина известна как зона повышенной сейсмической активности. Эта область лежит над Иорданским рифтом — разломом земной коры, простирающимся от Дамаска до залива Акаба. При раскопках в Асоре, в слое 6 обнаружены следы сильного землетрясения, которое имело место около 760 г. до н. э. Возможно, именно оно упоминается здесь, но это требует подтверждения дополнительными данными, особенно в районе Вефиля и Самарии. Использование этого землетрясения для датировки пророческой деятельности Амоса и времени правления царя Озии (см.: Зах. 14:4,5) указывает на то, что оно было достаточно мощным и запечатлелось в памяти людей. Если Амос действительно предсказал это землетрясение (как вытекает из Ам. 9:1), тогда он засвидетельствовал себя как истинный пророк Яхве.

1:1. Хронология. Имена царей, перечисленных в этой книге, позволяют определить период пророческого служения Амоса. Царь Иудеи Озия и царь Израиля Иеровоам II правили в первой половине VIII в. до н. э. Землетрясение, о котором говорит пророк, зафиксировано раскопками в Асоре и датируется 760 г. до н. э. Поскольку Амос не претендует на роль профессионального пророка, многие комментаторы считают, что пророчества, изложенные в этой книге, охватывают небольшой промежуток времени.

1:2. Вершина Кармила. Гора Кармил находится в северной части средиземноморского побережья Израиля. Влажный ветер с моря и осадки, ежегодный уровень которых составляет 28 дюймов, делают этот район цветущим краем, каких мало в стране. В древности плодородные склоны Кармила были покрыты оливковыми рощами, виноградниками и тучными пастбищами (см.: Иер. 46:18). Амос и другие пророки создают выразительный образ, противопоставляя обычное плодородие этого региона засухе, вызванной Божьим гневом. О масштабах засухи позволяют судить упоминаемые пророком ориентиры — от Иерусалима на юге до Кармила на севере.

1:3. Пророчества о судьбе языческих народов. Об этой теме, общей для многих пророков, см. коммент. к Иер. 46:1.

1:3. Дамаск в начале VIII в. до н. э. Это столетие началось для Сирии и ее столицы Дамаска с тяжелых бедствий. Ассирийский царь Адад–Нирари III произвел успешную осаду города в 796 г. до н. э. Согласно ассирийским анналам, сирийский царь Бир–Адад стал вассалом Ассирии. Его заставили заплатить огромную контрибуцию, в том числе 2300 талантов серебра и 5000 талантов железа, чтобы спасти город. Существует также мнение, что в середине VIII в. до н. э. ослабленная сирийская монархия и ее территория находились под контролем израильского царя Иеровоама II (см.: 4 Цар. 14:28).

1:3. Железные молотила. В анналах ассирийского царя Тиглатпаласара III описывается завоевание другого народа, который попал в такую ситуацию, как будто по нему прошли железными молотилами. Событие, описанное здесь Амосом, может относиться к имевшему место в середине IX в. до н. э. вторжению войск сирийского царя Азаила в Галаад и в Галилею (см.: 4 Цар. 8:12 и недавно обнаруженную надпись Азаила из Тель–Дана). Другие случаи использования молотил см. в коммент. к Втор. 25:4; 2 Цар. 24:22 и Ис. 28:28.

1:4. Дом Азаила. Благодаря достижениям Азаила в IX в. до н. э. (см.: 4 Цар. 10:32,33), сирийская царская династия получила известность как «дом Азаила». Это выражение встречается в анналах Тиглатпаласара III (744–727 гг. до н. э.), который царствовал столетие спустя после Азаила. Таким образом, Амос имеет в виду не конкретного правителя, а целую династию, распространяя далее это понятие на саму Сирию.

1:4. Крепости Венадада. См. коммент. к Иер. 49:27.

1:5. Долина Авен. Поскольку древнееврейское слово aven означает «грех» или «идолопоклонство», то, скорее всего, это не город, а местность, где происходило поклонение Ваалу (ср.: Беф–Авен = Вефиль в Ос. 10:8). Возможно, острие критики Амоса направлено на плодородную долину Бека.

1:5. Дом Еденов (Беф–Эден). Ассирийские анналы IX в. до н. э. времен царя Ашшурбанипала и Салманасара III упоминают Беф–Эден (Bit Adini) как мятежное арамейское царство, расположенное между реками Евфрат и Бал их (Balikh). Поскольку в царствование Салманасара III оно потеряло свою самостоятельность и было переименовано, появление Беф–Эдена в пророчествах жившего в VIII в. до н. э. Амоса ставит вопрос, идет ли речь о том же самом месте, или нет. Однако в хрониках Тиглатпаласара III Беф–Эден по–прежнему упоминается как область сирийских городов, и, возможно, Амос использует это географическое название по традиции. Правителем этого царства во времена Амоса был Шамши–Илу.

1:5. Кир. См. коммент. к Ис. 22:6 и Ам. 9:7 об этом месте как о родине арамеев. Оно также упоминается в 4 Цар. 16:9.

1:6. Газа в начале VIII в. до н. э. Поскольку Амос использует Газу как обобщенный образ всех филистимских городов–государств, по всей видимости, в то время это был самый видный город. Благодаря своим связям с арабскими племенами, которые контролировали торговые пути в Аравию, Газа составляла серьезную конкуренцию Иудее в области торговли во времена царя Иорама (см.: 2 Пар. 21:16,17). Однако по мере распространения ассирийского влияния на Сирию–Палестину политическая ситуация сильно усложнилась. Амасия и Озия в первые десятилетия VIII в.

до н. э. сумели одержать победу над Эдомом и снова захватили контроль над заливом Акаба (Элаф) (см.: 4 Цар. 14:7,22). Озия в это же время захватил филистимские города и покорил аравийские племена (2 Пар. 26:6,7). Возможно, Амос в своем пророчестве отразил тему вражды между Газой и Иудеей. Во всяком случае, из анналов Тиглатпаласара III (о военной кампании 734 г. до н. э. против филистимлян) явствует, что к исходу столетия Газа была вынуждена платить тяжелую дань и стала вассалом Ассирии.

1:6. Продажа военнопленных в рабство. Работорговля была одним из самых отвратительных последствий войн и пограничных конфликтов. Пленников обычно продавали посредникам, которые затем переправляли их подальше от родных мест (см.: Иез. 27:13; Иоил. 3:6,7). Следует упомянуть, что в месопотамских административных текстах, которые датируются временем до Саргона (начало 3–го тыс. до н. э.), содержатся списки на продовольствие (продовольственные пайки), где приводятся имена лиц, «принадлежащих» или «связанных» с домовладельцами или хозяевами мастерских (напр., ткацких). Истинное число таких лиц, которые, скорее всего, были рабами или слугами, невелико. Конечно, это нельзя сравнить с огромным количеством рабов в греческих и римских городах.

1:8. Азот в начале VIII в. до н. э. Размеры нижнего города и его укреплений, построенных в X в. до н. э. в стиле, характеризующем строительную деятельность Соломона, следы которой обнаруженны в Газере и Асоре, свидетельствуют о процветании этого филистимского города–государства в IX и VIII вв. до н. э. В слое 9 обнаружены огромные городские ворота Азота, которые были частично разрушены в 760 г. до н. э. Это могло произойти во время военной кампании иудейского царя Озии против филистимлян (2 Пар. 26:6,7). До того как ассирийцы стали контролировать территорию Сирии–Палестины, меньшие по размерам города Филистии, Иудеи и Трансиордании соперничали между собой за право контроля над торговыми путями и периодически вступали в военные конфликты, стремясь установить свое господство в регионе. Однако после 750 г. до н. э. Ассирия и Египет начали использовать эти малые государства в целях политического маневрирования.

1:8. Аскалон в начале VIII в. до н. э. Как и Азот, Аскалон был одним из пяти крупных филистимских городов–государств (см. коммент. к Суд. 1:18 и 14:19). Большая часть сведений о его положении в VIII в. до н. э. происходит из ассирийских анналов и документов о взимании дани. Однако до военной кампании, проведенной в 734 г. до н. э. Тиглатпаласаром III, Аскалон редко упоминается в этих материалах. Экзотический характер даннических приношений Аскалона ассирийскому правителю (напр., папирус и слоновьи шкуры) свидетельствует о торговых связях Аскалона с Аравией и Египтом.

1:8. Экрон в начале VIII в. до н. э. За последние два столетия 1–го тыс. до н. э. Экрон значительно сократил свою территорию. Вероятно, это было обусловлено израильским господством над Филистией, которое началось в эпоху царствования Соломона. В VIII в. до н. э. были построены отдельные сооружения, в том числе крепостная башня, что указывает на некоторое возрождение в период, когда эту территорию контролировал иудейский царь Езекия (4 Цар. 18:8). Раскопки не обнаружили заметных следов богатства или процветания в начале VIII в. до н. э., поэтому упоминание Экрона является просто данью традиции перечисления филистимских городов (см.: Иер. 25:20).

1:9. Тир в начале VIII в. до н. э. В первой четверти IX в. до н. э. Тиром управлял царь Пигмалион. Это был золотой век Финикии, которая осуществляла контроль над торговлей почти по всему Средиземноморью. В 815 г. до н. э. финикийцы основали колонию даже в Северной Африке, в Карфагене. Знаменательно, что в ассирийском списке вассалов царя Адад–Нирари III, которые платили ему дань, числится царь Сидона, но нет царя Тира. Очевидно, Тир, как и процветавший в то время Израиль (см.: Ам. 3:15; 6:4), смог избежать участи ассирийского вассала.

1:11. Эдом в начале VIII в. до н. э. После присоединения к царству Давида (2 Цар. 8:11—13) Эдом в конце концов поднял мятеж и обрел независимость от Иудеи во время правления царя Иорама (4 Цар. 8:20—22).

Амасии удалось снова отвоевать часть территории Эдома (4 Цар. 14:7) в битве при Селе (es–Sela на северной границе Эдома), а в царствование израильского царя Иеровоама II (789–749 гг. до н. э.) между Эдомом и его соседями постоянно возникали пограничные конфликты.

1:12. Феман, Восор. См. коммент. к Иер. 49:7 и 49:13.

1:13. Аммон в начале VIII в. до н. э. Подобно Эдому, народ Аммона в Трансиордании периодически выступал против израильского правления (2 Пар. 20:1), а в VIII в. до н. э. он был вынужден платить дань Иудее (во время царствования Озии, см.: 2 Пар. 26:8). Политические перемены в судьбе Аммона отмечены в одном ассирийском источнике, где упоминаются послы из Аммона в Калахе (Нимруд) в VIII в. до н. э., которые пришли с данью. Однако первый царь Аммона, имя которого встречается в ассирийских текстах, это Шоби, сын Ахаша (в анналах Тиглатпаласара III от 733 г. до н. э.).

1:13. Обращение с беременными женщинами. Случаи, когда беременным женщинам рассекали животы, упоминаются очень редко. Подобная практика приписывается ассирийскому царю Тиглатпаласару I (ок. 1100 г. до н. э.) в гимне, прославляющем его победы. Об этом говорится и в одном нововавилонском плаче.

1:14. Равва. См. коммент. к Иер. 49:2 об этом городе, который был столицей Аммона.