Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Библия Комментарий Далласской БС

Деяния апостолов 1

I. Свидетель в Иерусалиме (1:1-6:7)

А. Избранные в ожидании (гл. 1-2)

1. ВСТУПЛЕНИЕ (1:1-5)

1:1-2. "Первая книга" — это Евангелие, написанное Лукой. Феофил, возможно, был покровителем Луки, оплатившим его работу над обеими книгами. Он, несомненно, был христианином. ...О всем, что Иисус делал и чему учил... — в греч. тексте звучит как "...начал делать и учить". Это свидетельствует, что автор рассматривал кн. Деяний как "вторую часть" "отчета" о служении и учении, начатых Христом на земле, которые будут Им продолжены в веках через Его последователей. О вознесении Господа, упоминаемом им в 1:2, Лука писал и в Евангелии (см. Лук. 24:51). Повелений Апостолам было два: перед тем, как возвратиться на небо, Господь повелел им: 1) оставаться в Иерусалиме (Деян. 1:4; ср. Лук. 24:49); 2) свидетельствовать всему миру (Деян. 1:8; ср. Лук. 10:4; 24:47). Будучи исполнены последовательно, эти повеления не противоречат друг другу.

1:3. Явления Господа по воскресении Его засвидетельствовали об истинности этого воскресения. ...Явил Себя... со многими верными доказательствами. Слово "доказательство" встречается в Новом Завете только здесь, и, видимо, подразумевает, что свидетельство Иисуса о Себе, воскресшем, было наглядным — в отличие от свидетельств, передававшихся словесно. Он представил доказательства, доступные зрению и осязанию (см. Лук. 24:39-40; 1 Иоан. 1:1). ...В продолжении сорока дней... говоря о Царствии Божием. Господь, очевидно, говорил о близящемся установлении Им Тысячелетнего Царства на земле (ср. ком. на Мат. 3:2; 13:10-16). Он немало говорил об этом с учениками и в проповедях Своих до распятия, но, видимо, счел нужным продолжить эту тему во время Своего 40-дневного служения после воскресения.

1:4. Под "обещанным от Отца" Иисус несомненно подразумевал Святого Духа (см. Лук. 24:49, а также Деян. 1:5; Иоан. 14:16; 15:26; 16:7).

1:5. Это предсказал и Иоанн, который крестил водою, что Господь Иисус будет крестить Духом (см. Мат. 3:11; Map. 1:8). ...Чрез несколько дней после сего (или "по прошествии немногих дней"). Русскому "крестить" соответствует греч. слово, означающее "погружать в...", которое в зтом контексте имеет смысловой оттенок "объединения с" совершающим крещение. В случае Иоанна "фактором", "объединявшим" его с крещенными была вода, а в случае Иисуса Христа — это Святой Дух.

2. АПОСТОЛЫ ОЖИДАЮТ В ИЕРУСАЛИМЕ (1:6-26)

а. Вознесение Христа (1:6-11)

1:6. Характерен вопрос учеников: не в сие ли время, Гоеподи, восстановляешь Ты царство Израилю? Слово Посему, с которого начинается ст. 6) указывает на то, что вопрос этот вытекает из сказанного в предыдущем стихе. Дело в том, что в еврейском сознании (и в представлении учеников) излияние Духа тесно связывалось с "наступлением" обетованного народу царства. Представления эти черпались евреями в ветхозаветных писаниях (см. Ис. 32:15-20; 44:3-5; Иез. 39:28-29; Иоил. 2:28-31; Зах. 12:8-10). Поэтому стоило Иисусу сказать апостолам о крещении Духом, как они тут же решили, что приближается время восстановления царства.

1:7. Пребывая с учениками, Иисус постоянно говорил им о Своем земном Царстве, которое установит (см. Мат. 19:28; Лук. 19:11-27; 22:28-30). О нем же Он учил их на протяжении 40 дней по Своем воскресении (см. 1:3). Но они все еще не вполне понимали Его, полагая, что речь идет о царстве как о некоем победоносном "политическом образовании". Здесь Иисус говорит, что "не им знать" (по-русски: "не ваше дело знать") о времени установления Царства и о способах и обстоятельствах его установления Отцом, какие Он избрал в Своей власти. (Хотя в русском переводе — "сроки", в оригинале речь идет именно о способах и обстоятельствах осуществления надежды народа.)

1:8. Вместо того, чтобы интересоваться вещами, которые им знать не следует, да исполняют апостолы ту работу, которая им предназначена: ...вы... будете Мне свидетелями после того, как получите сверхъестественную силу от Святого Духа, говорит Христос.

Констатировал ли Он этот факт, что они "будут", или давал им повеление? Грамматическое построение фразы допускает и тот и другой вывод, но из 10:42 (ср. с 4:20) следует, что Христом было здесь выражено повеление. ...И даже до края земли. Возможно, тут подразумевался Рим — центр мировой цивилизации в апостольское время; расстояние от Иерусалима до Рима составляет более двух тысяч километров.

1:9-11. В этих стихах — картина вознесения Господа, которая дает явное представление и о характере Его возвращения в будущем. Облако взяло Его, и на облаке Он возвратится; Он придет во плоти и будет доступен зрению каждого (Отк. 1:7), и нога Его ступит на Елеон-скую гору (см. Зах. 14:4). Сей Иисус... приидет таким же образом, как только что восходил на небо, на ваших глазах, сказали апостолам ангелы. Вознесением Христа завершено было

Его земное служение. Оно означало, что Он воссел по правую руку Отца (Деян. 2:33-36; 5:30-31; Евр. 1:3; 8:1; 12:2). И что с этого момента работу Его на земле надлежало продолжать Его ученикам (Деян. 1:1-2,8). Уйдя к Отцу, Господь Иисус послал в этот мир обещанного Утешителя (см. Иоан. 14:16,26; 15:26; 16:7; Деян. 2:33-36), Святого Духа, Которому предстояло наделять учеников особой силой для служения Благовестия, в ожидании Царства.

б. Моление в горнице (1:12-14)

1:12-14. Гора Елеонская... находится от Иерусалима на расстоянии субботнего пути т. е. примерно в километре. Именно столько, и не более, позволялось правоверному еврею пройти в день субботнего покоя раввинами. Очевидно, на таком расстоянии отстояли от скинии самые дальние палатки во время странствования иудеев в пустыне (см. Исх. 16:29; Чис. 35:5). Апостолы и некоторые жены собрались в горнице (в домах, строящихся на Востоке, более просторные комнаты располагались наверху; ср. Деян. 20:8-9). Судя по тому, что перед словом молитва в греч. тексте стоит артикль, собравшиеся молились о чем-то совершенно конкретном, возможно, о ниспослании им обещанного Святого Духа (см. ст. 4). Молились настойчиво и единодушно, памятуя о сказанном на этот счет Иисусом (см. Лук. 11:8-10). Из ст. 14 следует, что по воскресении Инсуса Христа братья Его прозрели и обратились (ср. Иоанн. 7:5).

в. Восполнение числа апостолов (1:15-26)

1:15. И в те дни (имеются в виду дни между Вознесением н Пятидесятницей) Петр, признанный руководитель кружка апостолов, встал посреди большой группы учеников (насчитывавшей человек 120; см. ст. 16). (Было это в Иерусалиме, так что последователей Христа, с учетом "других мест", было, конечно, гораздо больше; см. I Кор. 15:6.)

1:16-17. Встав и начав говорить, Петр сослался на Ветхий Завет. Из его слов следовало, что писавшего Псалмы царя Давида, вдохновлял Дух Святой, Который его устами предрек и то, что произошло теперь, ибо этому надлежало исполниться. Однако Петр заявил, что Давид предсказал относительно Иуды. Но где упоминает ветхозаветный царь Искариота? Конечно, прямо по имени он его не называет. Но встающий со страниц Псалмов идеальный Царь есть прообраз Мессии; так что там, где речь в них идет о Царе Израиля, часто подразумевается Христос. А, значит, под врагами царственного псалмопевца подразумеваются враги Мессии. Отсюда следует вывод, что именно об Иуде предсказано в Пс. 68:26 и 108:8, как и заявляет Петр в Деян. 1:20. "Царственное осуждение" содержится в обоих этих псалмах (ср. Пс. 40:10).

ПРОПОВЕДИ И РЕЧИ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ

Произносившие их Петр Павел Другие Повод и / или слушатели Города Ссылки
1. Петр Избрание преемника Иуды Иерусалим 1:16-22
2. Петр

Знамения в день Пятидесятницы Иерусалим 2:14-36
3. Петр

Исцеление хромого в храме Иерусалим 3:12-26
4. Петр Проповедь в синедрионе о воскресении Христа Иерусалим, 4:8-12
Гамалиил Выступление в синедрионе относительно Петра и других Иерусалим Иерусалим 5:35-39
Стефан Выступление в синедрионе после ареста

7:2-53
5. Петр Провозглашение благой вести язычникам в доме Корнилия Кесария 10:34-43
6. Петр Речь Петра перед церковью в защиту необрезанных — в связи с событиями в Кесарии Иерусалим 11:4-17
1. Павел Субботняя проповедь в синагоге АнтиохияПи-сидийская 13:16-41
2. Павел и Варнава Обращение к толпе, желавшей поклониться им Листра 14:15-17.
7. Петр Выступление на церковном совете Иерусалим 15:7-11
Иаков Выступление на церковном совете

Выступление в ареопаге

Иерусалим 15:13-21
3. Павел Обращение к ремесленникам, терпевшим убытки в результате проповеди Павла Афины

17:22-31
Димитрий чиновник магистрата Обращение к толпе, поднявшей мятеж. Речь к пресвитерам ефесской церкви

Ефес

19:25-27 19:35-40
4. Павел Павел с ефескими пресвитерами Милит 20:18-35
5. Павел

Обращение к толпе, пытавшейся убить его Иерусалим 22:1-21
6. Павел Речь в свою защиту перед синедрионом Иерусалим 23:1-6 24:10-21
7. Павел Речь в свою защиту перед Феликсом Кесария

8. Павел Речь в свою защиту перед Фестом Кесария 25:8,10-11
9. Павел Речь в свою защиту перед Иродом Агриппой Кесария 26:1-23
10. Павел Обращение к потерпевшим вместе с ним кораблекрушение в Средиземном море, между Критом и Мальтой Рим 27:21-26
11. Павел Свидетельство перед "знатнейшими из иудеев" 28:17-20, 25-28

1:18-19. Хотя сам Иуда земли не покупал, но косвенно как бы сделал это: ведь священники на предательскую его "мзду", брошенную им в храме, приобрели участок земли как бы от его имени (см. Мат. 27:3-10). Создается впечатление, что сказанное Петром о погибели Иуды в 1:18 противоречит Мат. 27:5, где читаем, что Иуда "удавился". Существуют два объяснения на этот счет. Повесившись, Иуда так быстро распух и раздулся, что расселось чрево его, и выпали все внутренности его. Более убедительно звучит, однако, другое объяснение: после того, как Иуда повесился, возможно, в скалистой местности, веревка оборвалась или обломилась ветка дерева, и тело, упав, "расселось". Точное местонахождение "земли крови" (арам. Акелдама) — не известно. Предание говорит, что это где-то близ Православной церкви и монастыря Св. Онуфрия — там, где долина Гинном примыкает к долине р. Кедров; юго-восточнее Иерусалима (см. карту-схему).

1:20. Относительно цитируемых Петром в связи с Иудою Псалмов 68:26 и 108:8 см. ком. на Деян. 1:16-17.

1:21. Русским надобно передано греч. деи. несущее в себе смысловой оттенок логической необходимости или побуждения, продиктованного свыше (в ст. 16 то же греч. слово передано как "надлежало"). Замечательно, что группа апостолов сочла необходимым заполнить место, освободившееся после Иуды; это тем более интересно, что свидетельства о замещении места ап. Иакова, который погибнет позднее (см. 12:2), мы не имеем. Очевидно, на место Иуды надобно было поставить кого-то другого, потому что незанятым оставалось обетованное место "судьи" (о чем говорится в Мат. 19:28). Ведь согласно Матфея Господь обещал апостолам, что они сядут на двенадцати престолах, чтобы участвовать в управлении Царством, которое Христос даст Израилю, когда вернется на планету Земля (ср. Отк. 21:14).

1:22. Здесь значение воскресения Христа подчеркивается тем, что к тому, кто займет освободившееся апостольское место, предъявлялось требование: он должен был быть свидетелем воскресения Его.

1:23-26. Выдвинув двух человек — Иосифа, называемого Варсавою, по прозвищу Иуст, и Матфия, — из которых выразили намерение избрать 12-го апостола, ближайшие ученики Христа совершили две вещи: они помолились и бросили... жребий. Может быть, имена этих двоих написали на камнях и положили их в сосуд, а затем сосуд встряхнули и опрокинули его; первый из выпавших камней был принят как указующий на волю Божию. Это последнее в Библии упоминание о бросании жребия как способе выяснить Божию волю. Тут хочется поделиться двумя соображениями. Первое: вопрос о нравственном облике "кандидата" не ставился. Очевидно, оба рассматривались как равные друг другу в этом отношении. Второе: наиболее явное свидетельство о том, что бросание жребия считалось средством установления воли Господней, находим в Прит. 16:33. По мнению некоторых богословов, избрание Матфия было ошибочным, и по праву место это должно было быть отдано ап. Павлу. Но сторонники "избрания Матфия" ссылаются на Мат. 19:28, где явно звучит "иудейский мотив", замечая при этом, что служение Павла было ориентировано на язычников (Гал. 2:9). Заметим и то, что Лука, друг и сотрудник Павла, признавал Двенадцать как официальную апостольскую группу (см. Деян. 2:14; 6:2). Наконец, нигде в кн. Деяний Апостолов мы не встречаем и намека на осуждение избрания Матфия.