Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5

Библия Комментарий Далласской БС

2 Тимофею 1

I. Приветствие (1:1-2)

1:1-2. В характерной для него манере Павел начинает это письмо, называя себя апостолом Инсусв Христа, хотя в напоминании об этом Тимофей едва ли нуждался. И это свидетельствует: Павел воспринимал это письмо как написанное в первую очередь Тимофею, но в конечном счете — гораздо более обширной аудитории. В первом своем письме молодому пастору Павел указывал, что обязан своим апостольством "повелению Бога" (1 Тим. 1:1). Здесь же он называет себя апостолом волею Божией. В сущности это — синонимы. Слова по обетованию жизни во Христе Иисусе звучат намеренно неясно. Относятся ли они к "обетованию жизни" лично Павлу или означают, что это обетование он должен был возвестить другим? Было ли упомянутое обетование причиной апостольства Павла, или апостольство было дано ему в соответствии с обетованием? На основании греч. ката, переведенного как "по", возможны обе трактовки. Обетование жизни во Христе, т. е. Благовестие, было и причиной Павлова служения и тем, что определяло его характер (ср. Тит. 1:2-3).

Словами Тимофею, возлюбленному сыну (букв. — "дитяти") снова (ср. с "истинным сыном" в 1 Тим. 1:2) подчеркивается, что к этому своему "подшефному", если не обращенному им, Павел относился по-отечески. Заключительная часть приветствия полностью совпадает с таковым в 1 Тимофею (ср. 1 Тим. 1:2).

II. Призыв к верности (1:3-18)

А. Принесение благодарности за Тимофея (1:3-7)

1:3. В 1 Тимофею Павел благодарил за собственные силу и служение, данные ему (1 Тим. 1:12); здесь он начинает с принесения благодарности за Тимофея, за его спасение и служение. Кратко помянув о самом себе в прошлом, он сразу же обращается к "прошлому" Тимофея (1:3). Свою веру во Христа апостол видит не как отступление от веры своих еврейских прародителей, но как продолжение её. (В англ. переводе вторая часть стиха звучит как "...с чистой совестью, непрестанно вспоминая о тебе...".) Непрестанно вспоминая Тимофея в молитвах своих днем и ночью, Павел вновь и вновь преисполнялся благодарности Богу за него. У апостола, прикованного цепью в его римской темнице, только эта возможность и оставалась — возносить молитвы. И Тимофей, возможно, ближайший сотрудник Павла, трудившийся в церкви, которую тот знал, вероятно, лучше других церквей, несомненно, был наиболее постоянным объектом его молений.

1:4. Павел вспоминал о слезах Тимофея при их последнем расставании, возможно, при вторичном аресте апостола в Риме. В этом письме он попросит Тимофея приехать к нему в Рим (см. 4:9, 21). Павлу не хватало общения с Тимофеем, которое приносило ему радость. Даже и великий апостол страдал порой от одиночества и нуждался в поддержке своих братьев — христиан.

1:5. Столь многие, видимо, сделались противниками Павла или оставили его (см. 1:15; 2:17; 3:1-9, 13; 4:3-4, 10-21), что нелицемерная вера Тимофея (см. 1 Тим. 1:5) служила ему великим утешением. Источники этой веры апостол видел в бабке его Лоиде и матери его Евнике, христианках (см. Деян. 16:1). Отец Тимофея был греком и, скорее всего, язычником; поэтому о нем и не упоминается здесь. На основании этого стиха можно думать, что благодаря бабушке и матери Тимофей и обратился ко Христу (ср. 2 Тим. 3:15). А то, что Павел называл Тимофея своим сыном (по вере) — см. 1:2; 2:1; 1 Тим. 1:2—следует, вероятно, понимать в том смысле, что апостол был духовным учителем этого молодого человека и "протежировал" (оказывал протекцию) ему.

1:6. Именно по причине убеждения Павла, что в Тимофее "обитает" искренняя вера (ст. 5), в чём он далеко не всегда был уверен относительно других (см., к примеру, 1 Фес. 3:5), напоминал он молодому служителю Христову о необходимости возгревать в себе способность к служению, данную ему Богом.

Дарами Божиими следует пользоваться, развивая их в себе до высшего предела. В случае Тимофея Павел писал, что его дар (харисма) был дан ему по пророчеству, чрез его, Павлове, рукоположение. Мысль эта выражена апостолом весьма неточно, и, возможно, в ней не следует искать ничего иного, как простую, в общем смысле, связь между назначением Тимофея на епископство (о чем было предсказано и что сопровождалось возложением на юношу рук самим Павлом и старейшинами) и осознанием Тимофеем его способности к служению. Не следует искать тут намеков на то, как именно даются духовные дары, и тем менее на то, что самый ритуал рукоположения есть средство низведения благодати.

1:7. Не вполне ясно, по каким причинам нуждался Тимофей в напоминании о его рукоположении и о необходимости с большим "повернем" относиться к собственным дарам, которые он развивал в себе с тех пор. В 1 Тимофею о его рукоположении говорится в связи с "проблемой" его молодости (см. 1 Тим. 4:12). Может быть, Тимофей оробел перед лицом противления как Павлу, так и самому благовестию; может быть, ему даже угрожали, стыдили его (см. 2 Тим. 1:8) за то, что защищал человека, заключенного властями в тюрьму (см. 2:9), за то, что оба проповедуют "глупости" об отвергнутом и распятом Иисусе (ср. 1Кор. 1:18; 2:5). Однако робость (боязнь — деилиас; в Н. 3. употреблено только здесь) несовместима со службой Богу. Ибо дал нам Бог духа... силы, любви и целомудрия. Именно эти добродетели, даваемые Духом Святым, должны были быть присущи Тимофею.

Б. Призыв к мужеству (1:8-12)

1:8. А значит, ему не следовало смущаться, свидетельствуя о Христе, не следовало стыдиться Павла, который был узником за дело Его (ср. Еф. 3:1; Фил. 1:12-14; Фил им. 1, 9). Напоминая Тимофею о собственных обстоятельствах, которые были куда тяжелее его, Павел призывал своего ученика пострадать за благовестие (следуя его, Павлову, примеру; ср. 2:3), ибо только тогда проявится в нем сила Бога (ср. 2 Кор. 12:9-10).

1:9-10. Упомянув о благовестии, Павел называет одну из наиболее важных сторон его: Бог спас нас и призвал званием святым (т. е. как своих святых). Это — совершившийся факт. А потому Тимофей вполне мог положиться на силу Божию в своем повседневном служении. Павел повторяет для тех, кто станет читать его послание, что спасение это и призвание совершились не по делам нашим, но по Его изволению (ср. Рим. 8:28; 9:11; Еф. 1:11) я благодати. И в этом самая суть Благовестил (ср. Еф. 2:8-10). Прежде вековых времен (no-англ. — "до начала времен") христианам была дарована эта не заслуженная ими милость, но в известность об этом они были поставлены лишь с явлением (эпифанейас, 2 Фес. 2:8; 1 Тим. ,6:14; 2 Тим. 4:1,8; Тит. 2:13) Спасателя нашего Иисуса Христа. Здесь и в Тит. 1:4; 2:13 и 3:6 Спасителем назван Христос; в 1 Тим. 1:1;2:3; 4:10; Тит. 2:10и 3:4 Бог назван Спасителем (ср. 2 Пет. 1:1 с 3:8). То и другое, хоть и в разных аспектах, — верно. Христос, Сын, воплотившись, осуществил цель и план Бога Отца, в результате чего смерть, порождение греха (ср. Быт. 2:17; Рим. 5:12; 6:23), была разрушена (ср. 1 Кор. 15:26), а откровение о жизни и бессмертии (нетлении) было явлено и Благовестии.

1:11-12. Неудивительно, что Павел назвал это Благовестие "славным" (1 Тим. 1:11). Ведь оно — самая важная весть, когда-либо донесенная до людей. Павел был поставлен служить проповедником и Апостолом Благовестия, учить ему язычников (ср. 1 Тим. 2:7). Три эти роли лишь отражали три разных аспекта того "домостроительства" Церкви, которое было доверено ему (I Тим. 1:11) и которое послужило причиной его тяжких страдания, включая и последнее его тюремное заключение. В глазах мира апостол был обычным преступником ("злодеем", см. 2 Тим. 2:9). И все-таки он мог сказать: я... не стыжусь. Ибо он знал, что Бог, в Которого он уверовал, в конце-концов вознаградит его сполна за все его унижения и боль; в этом смысле и надо понимать фразу Он силен сохранить залог мой на оный день (ср. 1:18; 4:8). Собственным примером Павел пользовался для того, чтобы поднять дух в приунывшем, возможно, Тимофее.

В. Призыв держаться истины и хранить ее (1:13-14)

1:13. От образца своей жизни Павел переходит — как к образцу же — к своему учению. То, что он слышал от апостола, Тимофею следовало принять за образец здравого учения (ср. 1 Тим. 1:10) и в качестве такового держаться его — с верою я любовью во Христе Иисусе. Приверженности истине не могут не сопутствовать две эти добродетели, происхождение которых в человеке — в конечном счете, от пребывания его во Христе (ср. 1 Тим. 1:14).

1:14. Под добрым залогом тут понимается все то же "здравое учение", которое было доверено Богом Павлу и которое теперь он "передоверял" Тимофею — с тем, чтобы тот, в свою очередь, передал его другим верным христианам, а те — другим (2:2). Тимофею следовало хранить его (филаксон — ср. 1 Тим. 5:21; 6:20). Духом Святым, живущим в вис, т. е. с помощью Святого Духа, "возгревая" в себе со своей стороны Его благодатные дарования. Апостол, таким образом, возлагал на своего ученика ответственность за сохранение "здравого учения" от искажений, разбавления, сокращений и дописок. Еретические учения не были в глазах Павла лишь потенциальной угрозой — они постоянно грозили опасностью, которой постоянно же следовало остерегаться.

Г. О неверных и верных (1:15-18)

1:15. Фигелл и Ермоген упоминаются только здесь, и больше о них ничего не известно. Можно предположить, что из всех асийских Павел менее всего ожидал, что и эти двое покинут его (напомним, что Ефес был главным городом провинции Асия). Возможно, Фигелл и Ермоген были из числа церковных руководителей, и Тимофей хорошо знал о них; так или иначе, именно их неверность подчеркивает апостол. Из ст. 16-18 следует, что группа асийских христиан, на чью поддержку и помощь Павел рассчитывал в трудных для него обстоятельствах (возможно, как на свидетелей в его пользу перед судом), не оказала ему этой поддержки.

1:16-18. Печальному их примеру Павел противопоставляет пример Онисифора, поддерживавшего его не только в Ефесе, но и в Риме, причем в Риме ему стоило немалых трудов разыскать Павла, чтобы остаться рядом с ним и помогать ему, не стыдясь уз его. Апостол заслуженно хвалил Онисифора; дважды в этих стихах призывает он милость (1: 16, 18) Божию как на верного этого служителя, так и на дом его.

Подчеркнуто противопоставлены тут верность и неверность, сила и слабость, благонадежность и неблагонадежность. Многие в Асии (ст. 1S) явили на своем примере то, против чего предостерегал своего ученика Павел: трусость, эгоизм, неверность. Онисифор, с другой стороны, продемонстрировал такие свойства характера, развивать которые в себе призывал апостол Тимофея: мужество, любовь, способность контролировать свое поведение, преданность.