Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Библия Комментарий Культурно-исторический

2-я Царств 1

1:1-16 Известие о смерти Саула

1:1. Хронология. Время действия — примерно 1010 г до н. э. Эта дата получена путем обратного отсчета от более определенных в хронологическом отношении моментов в дальнейшей истории царств.

1:1. Секелаг. См. коммент. к 1 Цар. 27:6.

1:2. Прах на голове. Посыпание головы прахом или пеплом — обычная форма выражения скорби в библейские времена. Этот обычай существовал также в Месопотамии и Ханаане. Целью многих траурных ритуалов было отождествление живых с умершими. Нетрудно догадаться, что посыпание головы пеплом символизировало погребение.

1:2. Пал на землю и поклонился. Земной поклон был типичным способом выражения почтения на древнем Ближнем Востоке. Росписи египетских гробниц изобилуют изображениями людей, простирающихся ниц перед фараоном. Каждое письмо амарнского архива (XV в. до н. э.) построено по единому образцу, где за приветствием следует стандартное восхваление фараона, включающее семикратный поклон.

1:2. Распространение новостей. Обычно новости распространялись с помощью гонцов. Поскольку управление государством расстроилось, а многие представители власти бежали или скрывались, гонцов, способных распространить весть об исходе сражения при Гелвуе, почти не осталось (тем более в такой далекий город, как Секелаг, удаленный от места сражения примерно на 75 миль). Вероятно, это известие распространяли воины, возвращавшиеся по домам, или купцы, переходившие из города в город. Однако в данном случае амаликитянин, несомненно, разыскивал Давида в надежде снискать его расположение.

1:6. Пал на свое копье. Копье, которое служило царской регалией Саула (1 Цар. 22:6) и которым он пытался убить Давида (1 Цар. 18:10,11; 19:9,10), сыграло в жизни Саула важную символическую роль, став в конце концов орудием его собственной смерти.

1:8. Амаликитянин. См. коммент. к Втор. 25:17—19. Поскольку на амаликитянах лежала ответственность за недавнее нападение на Секелаг, город Давида (см. коммент. к 1 Цар. 30:1), этот человек подвергал себя опасности, а его сообщению здесь могли не поверить.

1:9. Просьба Саула. Смерть была предпочтительнее жизни в плену (см. коммент. к 1 Цар. 31:3—5). Просьба Саула говорит о его желании как можно быстрее и безболезненнее покончить с жизнью.

1:10. Венец и запястье. Очевидно, речь идет не о самом венце, а о так называемой «диадеме святыни», носимой на лбу или прикрепленной к венцу. Уже в шумерский период диадема была одним из знаков царской власти, вручаемых парю богом Ану. Пожалуй, наиболее известным примером является змей (урей) на короне фараонов, обладавший, согласно поверьям, защитными свойствами. В описаниях облачения первосвященника диадема обычно связана с «золотой дощечкой» (см. коммент. к Лев. 8:9). Запястье в Ветхом Завете нигде больше не упоминается,нов 1-мтыс. дон. э. браслет для ношения выше локтя был распространенным украшением. Древнейшие из найденных в Израиле образцов датируются X в. до н. э. Запястья и диадема упоминаются в перечне драгоценностей, который ассирийский царь Сеннахирим вручил своему сыну и преемнику Асархаддону.

1:11. Раздирание одежд в знак скорби. Наряду с посыпанием головы пеплом раздирание одежд было обычной формой выражения скорби на древнем Ближнем Востоке. Один из примеров встречается в угаритском эпосе об Акхате (1600 г. до н. э.), в котором сестра героя, предсказывая приближающуюся засуху, раздирает одежды своего отца. Обычно таким способом проявляли горе по поводу смерти родственника, друга или выдающегося человека.

1:12. Траурные ритуалы. Многие траурные ритуалы ведут свое происхождение из отождествления живых с умершими, а также из стремления умилостивить или защититься от них. Однако проследить пути воплощения этих смыслов в те или иные ритуалы удается далеко не всегда. Оплакивание мертвых составляло важный элемент погребальных обрядов многих народов древнего Ближнего Востока. Не менее распространенной формой проявления скорби был отказ от пищи.

1:15. Приказ Давида. Умерщвление амаликитянина обусловлено целым рядом причин. Во-первых, как уже отмечалось, смертельную опасность представляло даже то обстоятельство, что он был амаликитянином. Во-вторых, Давид дважды пощадил Саула из почтения к его статусу Божьего помазанника и полагал, что остальные должны поступать так же. В-третьих, если бы Давид признал, что, убив Саула, амаликитянин сослужил ему службу, на него могло пасть подозрение, что он нанял этого человека. Давиду было необходимо отстраниться от убийства Саула, даже если это было убийство из сострадания.

1:17-27 Плач Давида о Сауле и Ионафане

1:17. Плачевные песни. В древней ближневосточной литературе встречаются прекрасные образцы элегической поэзии. Пожалуй, наиболее известным является плач Гильга-меша об Энкиду в эпосе о Гильгамеше, где герой призывает всех присоединиться к его плачу и воспевает добродетели и подвиги умершего друга.

1:18. Книга праведного (Jashar). Предполагают, что книга праведного содержала древнейшие поэтические сказания о героических подвигах (еще раз она упоминается только в Нав. 10:13). Эта книга не сохранилась. Название Jashar — это либо прилагательное «праведный, справедливый», либо форма древнееврейского глагола «петь».

1:20. Геф, Аскалон. Геф и Аскалон — два из пяти главных филистимских городов. Дополнительную информацию см. в коммент. к 1 Цар. 5:8 и Суд. 14:19, соответственно.

1:20. Необрезанные. Обрезание практиковалось многими народами древнего Ближнего Востока (см. коммент. к Быт. 17:9—14), но не филистимлянами. В этом замечании подразумеваются не физические свойства или обычаи филистимлян, а отличие этого народа от израильтян, у которых обрезание было знамением завета.

1:21. Проклятие Гелвуйским горам. Смысл проклятия заключается в истощении плодородия земли. В этом проявляется его сходство с проклятиями в эпосе об Атрахасисе, исполнение которых означало голод. Превратившись в край смерти (сухие, бесплодные поля), эта земля станет памятником тем, кто на ней погиб.

1:21. Щит, помазанный елеем. Израильские щиты этого периода были сделаны из дерева, обтянутого кожей. Они были круглыми или прямоугольными с закругленной верхней частью. Маслом удаляли следы крови после битвы и обрабатывали кожу, чтобы сохранить ее эластичность.

1:24. Красивая одежда. Описание женской одежды отражает повышение уровня жизни израильтян в царствование Саула. Обеспечение безопасности торговых путей способствовало оживлению торговли, благодаря чему стали более доступны привозные товары и появились рынки сбыта продукции местного производства.