Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Библия Комментарий Далласской БС

4-я Царств 1

I. Поздняя история разделившегося царства (гл. 1-17)

В этом разделе 4-ой книги Царств продолжается изложение истории Израиля и Иудеи, начатое в двенадцатой главе 3-ей книги Царств. Заканчивается оно описанием того, как в 722 г. до P. X. ассирийцы увели в плен Израиля (Северное царство).

а. О нечестивом правлении Охозии в Израиле (гл. 1)

Тут продолжается рассказ о правлении Охозии, старшего сына Ахава, прерванный в 3 Цар. 22:53.

1. 3АПРОС ОХОЗИИ (1:1-2)

1:1. После смерти Ахава моавитяне, которыми правил в то время царь Меса, восстали против Израиля. И отложился Моав от Израиля. Меса не захотел более быть данником Израиля; это бремя возложил на моавитян дед Охозии, Амврий, когда поставил их в вассальную зависимость от себя (см. ком. на 3Цар. 16:21-24). Поначалу протесты моавитян не увенчались успехом, но при Охозии они вновь подняли мятеж: видимо, в глазах Месы Охозия не был столь же силен, как Ахав.

1:2. Эпизод из жизни Охозии, с которого начинается этот стих, определяет содержание гл. 1 до конца. Царь получил серьезную травму в результате падения чрез решетку (образовывавшую перила или ограждение) горницы, т. е. верхней комнаты на плоской крыше. Через какое-то время, полученное им повреждение свело его в могилу.

Царь Охозия поклонялся Ваалу, что видно из того, что со своим „запросом" он отправил послов в Аккарон, филистимский город, который находился более чем в 60 км от Самарин; именно от языческого бога, а не от Иеговы, Бога Израиля, хотел он получить ответ на вопрос, выздоровеет ли. И это свидетельствовало о глубине его вероотступничества.

Веельзевул, или Веельзевув, был одним из многих местных мужских божеств плодородия, носивших ту или иную форму имени Ваал (означающего „господин"). Так, Веельзевув букв, значит „господин (бог) мух", или „бог-муха" (идол его имел вид мухи). Этому божеству, помимо всего прочего, приписывали и силу исцеления. И вот Охозия надеялся услышать благоприятное для себя пророческое слово от оракула при капище Веельзевула.

2. ПРОРОЧЕСТВО ИЛИИ (1:3-8)

1:3-4. Явление Ангела Господня (Христа до Его воплощения; см. ком. на Быт. 16:9) Илии — один из многочисленных примеров явления Его выдающимся людям ветхозаветного времени (например, Аврааму, Моисею, Гедеону). Такие явления всегда влекли за собой какое-то важное откровение. В данном случае Ангел поручил Илии передать царю через людей, посланных им к Веельзевулу, пророчество весьма для Охозии печальное. Возможно, Охозия, как и отец его Ахав, не захотел обратиться к одному из истинных пророков, служивших Иегове, потому что те не очень-то жаловали обоих нечестивых царей. Так или иначе, но за его обращение к божеству Аккаронскому Охозии предстояло заплатить здоровьем и жизнью (см. 4 Цар. 1:6,16).

1:5-8. И возвратились к Охозии посланные. И сообщили ему о встрече с Илией и о его пророчестве. Охозия хорошо знал Илию, который постоянно обличал его родителей — Ахава и Иезавель, за их поклонение Ваалу.

Человек тот весь в волосах... Илия носил власяницу, грубую одежду, вероятно, из темной козьей шерсти, и к ней — кожаный пояс. Это была типичная одежда пророков того времени, близкая по своей символике к вретищу (ср. 6:30; Быт. 37:34; 2Цар. 3:31); для Илии она была видимым выражением печали и покаяния, ибо к печали и покаянию звали пророки народ (см. об этом в Неем. 9:1; Иер. 6:26). Когда посланцы царя описали ему встреченного ими человека, тот немедленно признал в нем Илию.

3. ЦАРЬ ПОСЫЛАЕТ ЗА ИЛИЕЙ ВОИНОВ (1:9-16)

1:9-12. Описанное здесь кому-то может показаться жестоким проявлением Божией силы, необходимости в котором не было. Однако, если присмотреться к происшедшему внимательней, то жестокость эта окажется оправданной. Дело в том, что, посылая за Илией воинский отряд во главе с его командиром, — с тем, что если не пойдет добровольно, то чтоб привели его силой, — Охозия про­демонстрировал полное неуважение, как к пророку, так и к Богу, Которого тот представлял. Заметим, что „термин" человек Божий в 3-ей и 4-ой книгах Царств является синонимом пророка (он, в частности, употреблен по отношению к Самею в 3 Цар. 12:22; семь раз им назван Илия и более двух десятков раз — Елисей).

Символическим могло быть то обстоятельство, что Илия сидел на верху горы. Если бы командиры первого и второго „пятидесяткой" были более благочестивыми людьми, то, возможно, вспомнили бы о победе Илии над пророками Ваала на этой же самой горе Кармил (3 Цар. 18:20-40), а отсюда недолго было сделать вывод о том, что пророку Илии Бог дает особую силу. Однако первые два командира не уловили этой связи или не захотели уловить ее. Обращаясь к человеку Божию, первый приказывает ему сойти вниз (ст. 9), а второй—сойти, да поскорее (ст. 11). Илия же, подчеркивая свой „статус" человека Божия (ст. 10,12), показывает, что речь в возникшей ситуации идет о репутации Самого Иеговы. Кто дал Охозии право командовать Божьими слугами? Не Божие ли это право повелевать слугам Охозии, и не их ли это обязанность—смиряться перед Ним? Посылая огонь с неба (ст. 10,12) на воинов царя, Бог напоминал Охозии, что действительным правителем Израиля является Он, а не царь, и царю остается лишь подчиниться Ему.

Однако внять голосу Бога Охозия не пожелал: трижды пытался он заставить Илию подчиниться ему. Два раза из этих трех дерзость царя стоила жизни его воинам.

1:13-14. Ясно, что командир третьего „пятидесятка" с большим благоговением относился к Иегове и Его служителю, чем царь Охозия. Он не действовал с позиции мнимого превосходства перед пророком, требуя от него подчиниться, но сам склонился перед властью Илии, пророка Иеговы; пав перед ним на колена и признав, что огонь, поразивший два предыдущие отряда, был послан с неба, т.е. Богом, он молил пророка пощадить его жизнь и жизнь его воинов (ст. 13-14).

1:15-16. И тогда Ангел Господень повелел Илии идти с этими воинами к царю, ничего не боясь. Появившись перед Охозией, пророк бесстрашно повторил ему слова Господа: за то, что царь обратился в своей нужде к чужому божеству как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, за дерзкое стремление его „обойтись без Иеговы", смерть настигнет его на этой постели, на которой он лежит теперь.

1:17-18. По слову Господню, изреченному через Илию, Охозия так и не поднялся с одра болезни и, видимо, вскоре умер. Сына у Охозии не было, и после него над Израилем воцарялся его брат Иорам; произошло это на второй год правления Иорама Иудейского (точнее, на второй год его соправления с отцом его Иосафатом, а именно в 852 г. до Р. X.). Цари Израиля и Иудеи носили в то время одинаковые имена.

б. Нечестивое правление Иорама в Израиле (2:1—8:15)

Правлению Иорама уделяется много места, потому что именно в его дни осуществлял свое служение пророк Елисей. Как всегда, автора 3-ей и 4-ой книг Царств более чем политические интересуют духовные аспекты жизни.