Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Библия Комментарий Далласской БС

2-я Паралипоменон 21

Д. Иорам (гл. 21)

21:1-3. Иосафату (заметим, что в ст. 2 он назван "царем Израилевым" в значении "еврейского царя") наследовал Порам, первенец его. Во владение остальным шести сыновьям своим Иосафат отдал укрепленные города на территории Иудеи и щедро одарил их серебром, и золотом, и драгоценностями.

21:4-7. Однако, утвердившись на престоле, Иорам... умертвил всех братьев своих (практика, бытовавшая среди царей Востока, — ср. 4 Цар. 11:1 — не только в глубокой древности). И... некоторых из князей Израилевых предал Иорам смерти, возможно, исполняя волю царствующего дома Израиля, с которым породнился, вступив в брак с Гофолией, дочерью Ахава (ст. 6). Но и сам он умер в жестоких мучениях, потому что Господь поразил его какой-то неизлечимой болезнью (см. ст. 18). Царствовал Иорам всего восемь лет (848-841 гг. до P. X.).

Господь не желал, однако, разрушения дома Давидова и, несмотря на появление в нем таких нечестивых царей, как Иорам, хранил светильник, обещанный Им Давиду в сыновьях его (см. 2 Цар. 21:17; 3 Цар. 11:36; 15:4;4 Цар. 8:19), потому что оставался верным Своему завету с Давидом (см. 1 Пар. 17:4-14).

21:8-11. Со времен Давида и Соломона в вассальной зависимости от Израиля и Иуды находился целый ряд сопредельных стран и народов, включая Едом. Известно о восстании Моава против Иорама израильского — в последние годы правления иудейского царя Иосафата (у летописца об этом не записано). Два царя предприняли тогда безуспешную, по-видимому, попытку вернуть Моав в зависимое от евреев положение (см. 4 Цар. 3). А теперь вот Едом... вышел из-под власти Иуды, и Иоараму, царю иудейскому, не удалось вновь подчинить его себе (см. ст.8-10а). Восстала и Ливна (ст. 10 б), древний ханаанский город, и тоже отложилась от Иудеи.

Все это, пишет автор, происходило с Иорамом потому, что он оставил Господа (ст. 10) и не только не препятствовал идолопоклонству иудеев, но и сам вводил их в этот грех (ст. 11).

21:12-15. Описание нечестивых деяний Иорама завершается сообщением об осуждении его Илией пророком, от которого пришло к нему письмо. В нем Илия предвещал Иораму кары Господни за его отступление с путей благочестивых отцов его — Иосафата и Асы, царей иудейских, и за то, что пошел он путем царей Израильских (ст. 12-13), а также за совершенное Иорамом братоубийство (см. ст. 4). За все это поражением великим... Господь поразит и народ Иудеи, и дом царский и самого Иорама, который умрет от ужасной болезни, говорилось в письме Илии. Оно привлекает особое внимание уже тем, что было единственным (упоминаемым в Св. Писании) письменным обращением великого пророка; в достоверности его многие богословы, однако, сомневаются на том основании, что Илия был взят на небо до того, как Иорам вступил на царство. В этой связи высказывалось множество предположений, включавших и то, что письмо было написано Илией заранее, и то, что Иорам прочел его в посланном ему видении, и то, что в оригинале автором письма назван Елисей, а не Илия; но все эти предположения более или менее шатки. Остается допустить, что в самом начале царствования Иорама пророк Илия все еще жил на земле (ведь точная дата его вознесения — не известна), тем более если отсчитывать начало этого царствования не от смерти отца Иорама — Иосафата (848 г. до P. X.), а от 853 года (пять лет Иорам был соправителем Иосафата). Вопросы и в этом случае, однако, остаются, в особенности вопрос о братоубийстве, которое совершить при жизни отца Иорам не мог; Илия, между тем, обвиняет Иорама и в этом. Возможно, Илия был все-таки взят с земли в 848 году или чуть позже. Во всяком случае, пророчество, высказанное в его таинственном письме, исполнилось в точности (см. ст. 16-20).

21:16-20. По прошествии недолгого времени Иудею наводнили полчища Филистимлян и Аравитян (под обитавшими по соседству с ними "ефиоплянами", или кушитами, подразумеваются не африканцы, жители Эфиопии, а носившие такое же название южно-аравийские племена). Опустошив землю, по которой проходили, они закончили разграблением царского дворца; жены (возможно, за исключением Гофолии) и сыновья Иорама, кроме младшего, Охозии, были ими уведены. А после этого Иорама поразила та страшная болезнь (ст. 18-19), о которой писал ему Илия. Крайне трудно определить ее в современных медицинских терминах; высказывались, однако, предположения о хронической дизентерии и общем перитоните с прободением кишок, когда они действительно выходят наружу (см. в ст. 19 о "выпадении внутренностей", у Иорама).

Даже и посмертные почести не были возданы нечестивому Иораму, умершему в жестоких страданиях (для него не были сожжены благовония, как это делалось для прочих царей; ст. 19; ср. с 16:4). И отошел неоплаканный этот царь, навлекший столько несчастий на страну, и похоронили его, хоть и в Иерусалиме, но не в царских гробницах (ст. 20; ср. 24:25; 26:23; 28:27).