Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6

Библия Комментарий Далласской БС

1 Фессалоникийцам 1

I. Приветствие (1:1)

1:1. Письма, которые писались в первом веке людьми греко-римской культуры, обычно начинались так, как 1 Фессалоникийцам: в самом начале (см. ст. 1) называлось имя писавшего (или писавших), затем — имя (или имена) адресата; после чего следовало официальное приветствие.

Ап. Павел был автором этого послания. С его имени оно и начинается, и в других местах письма (напр., в 3:5) он говорит о себе в единственном числе. Он был Савлом из Тарса, и его еврейское имя означало "просимый". Римское имя его, Павел, под которым он был гораздо более известен, означало "маленький". Силуан и Тимофей мысленно присоединялись к этому посланию фсссалоникийцам, т. е. Павел писал его не только от своего, но и от их имени. Возможно, Силуан был секретарем апостола.

В 1Фес. Павел часто прибегает к первому лицу множественного числа; это его "мы" означает, что он подразумевал и упомянутых братьев (см., к примеру, 1:2; 2:1 и т. д.), однако, оно могло быть и так называемым авторским "мы".

"Силуан" — это римская форма имени Сила, которую Павел постоянно употреблял, как и Петр (1 Пет. 5:12). А Лука называл того же человека Силой (Деян. 15:22 и др.). Сила был главным сотоварищем Павла в его втором миссионерском путешествии (Деян. 15:40). Тимофей же был молодым человеком, которого Павел вел и направлял в его вере в Иисуса Христа (1Тим. 1:2), вероятно, при своем посещении Малой Азии во время первого миссионерского путешествия (Деян. 13-14). Имя его, которое означало "удостоенный Богом", несомненно, было дано ему по вере богобоязненной матерью его Евникой (2 Тим. 1:5). Отец его, грек, возможно, был язычником, когда Тимофей родился (Деян. 16:1). И вот этот молодой человек только что возвратился к Павлу из Фессалоники — с известием о положении в тамошней церкви (1 Фес. 3:1-2,6). Все эти три мужа были наиболее известны верующим в Фессалонике, которые высоко ценили их миссионерский труд.

Автор письма приветствует своих адресатов вкупе — как церковь Фессалоникскую. Местная церковь представляла собой группу людей, отделенных Богом от остальной их массы, чтобы они жили в этом мире обособленной (в значении "отличной от мира") жизнью — так, как это нужно Ему.

О церкви говорится как о пребывающей в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе. Для Павла Иисус Христос был Богом в той все степени, что и Отец, он проповедывал это в Фессалонике (Деян. 17:3) и вновь подчеркивает в послании.

Определение Бога как Отца подразумевает, что в Нем — залог безопасности, любовь и сила. Сын "уравновешивается" с Отцом напоминанием Павла, что и Бог Сын — тоже Господь; Он — верховный Владыка, Которому следует повиноваться. "Иисус" — человеческое имя Господа — греч. форма от "Иешуа", что значит "Спаситель". "Христос" — это перевод на греческий ветхозаветного слова "Мессия", означающего "помазанник".

Присущий Павлу обычай лаконичного приветствия отразился и здесь. Слово благодать соответствовало обычной форме греческого приветствия (в значении "Привет" или "Радуйтесь"). Греч. мир было эквивалентом еврейского шалом, обозначающего "милость", "процветание" и "благополучие". Любопытно, что в Новом Завете два эти слова всегда следуют именно в таком порядке. С богословской точки зрения без Божией благодати не может быть мира для человека.

II. Похвалы и объяснения (1:2-3:13)

В целом первые три главы 1 Фессалоникийцам выдержаны в тоне личного письма; последние две главы содержат практические наставления.

А. Благодарение за фессалоникийцев (1:2-10)

В первой главе, прежде всего, рассматривается тема о спасении. В стихах 2-10 Павел благодарит Бога за фессалоникийцев — по причине нескольких аспектов этого спасения.

1. БЛАГОДАРЕНИЕ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ ПРИЧИН ЕГО В ОБЩИХ ЧЕРТАХ (1:2-3)

В этих двух стихах Павел выражает благодарность Богу и кратко поясняет, почему благодарен Ему за фессалоникийцев.

1:2. Павел, Сила и Тимофей радовались тому, что соделал Бог в жизни их новообращенных. Они постоянно благодарили Его за это; фессалоникийцы неизменно были для них источником радости. И в этом смысле служили примером для других христиан.

1:3. Три достоинства фессалоникских христиан, которые он неизменно упоминал в своих молитвах, отмечает Павел. Первое — то, что, движимые верой во Христа, они совершили важное дело; о нем говорится в 9 стихе: фессалоникийцы обратились к истинному Богу от идолов. Второе — они совершали труд (по-греч. копоу, что значит "тяжелый труд"), побуждаемые любовью ко Христу; подразумевается их служение истинному Богу (ст. 9), несмотря на угрозы и преследования (ст. 6). Третье — они являли пример терпения (ср. 2 Фес. 1:4), источником которого было их упование на Христа. Конкретнее — на возвращение Сына Божьего с небес (1:10). Три основополагающие добродетели, которые должны быть присущи каждому христианину — вера, любовь и надежда — проявлялись в жизни фессалоникских верующих особенно зримо (ср. 1 Кор. 13:13). И каждая была направлена на Христа, обусловливая поведение, достойное хвалы. Фессалоникийцы испытали спасительную веру во Христа в прошлом, когда уверовали в благовестие, они любили Господа в настоящем и уповали на Его возвращение в будущем. Их жизни были сфокусированы на Нем. Неудивительно поэтому, что Павел и его сотрудники возносили за них благодарность Богу.

2. ИЗЛОЖЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРИЧИН (1:4-10)

1:4. В том, как фессалоникийцы откликнулись на проповедь Благой Вести в их среде, уже содержалось неоспоримое доказательство их спасения.

Характерно, что Павел постоянно обращается к этим христианам как к братьям. В коротком послании это слово встречается 15 раз (1:4; 2:1,9,17; 3:7; 4:1,10,13; 5:1,4,12,14,25-27), и семь раз встречаем его во 2 Фес. (1:3; 2:1,13,15; 3:1,6,13). Апостол не претендовал на главенствующее положение над ними, как бы подчёркивая этим обращением равенство всех искупленных в глазах Небесного Отца, как учил об этом и в других случаях (см., напр. 1Кор. 12:14-27), и как учил Сам Господь (Мат. 23:9 и т. д.). Долгий путь прошёл апостол от горделивого фарисея, каким был когда-то, до того Павла, который почитал язычников равными себе перед Богом. Он напоминал своим читателям, что они возлюблены Богом.

В том, что Бог избрал уверовавших в Фессалонике ко спасению, и было доказательство Его любви к ним. Бог избирает отдельных людей, которых благословляет вечной жизнью, — об этом ясно говорится во многих местах как Ветхого, так и Нового Заветов (см., к примеру, Втор. 4:37; 7:6-7; Ис. 44:1-2; Рим. 9; Еф. 1:4-6,11; Кол. 3:12; 2 Фес. 2:13). Не менее ясно и то, что каждому Бог предоставляет свободный выбор — верить или не верить в Иисуса Христа (ср. Иоан. 3; Рим 5). Нелегко понять, каким образом сосуществуют, оставаясь истиной, Божие избрание и человеческая свобода выбора. Но о том, что это так, учит Библия. И всё-таки для ограниченного человеческого разума это непостижимо, и никому ещё не удавалось  удовлетворительно объяснить этот парадокс. Ибо решение этой задачи превосходит наши умственные способности, как возможность видеть ангелов — зрительные, а слышать голоса и звуки мира иного — слуховые. Но, повторяем, то, что некоторые люди в Фессалонике приняли Благую Весть, доказывало, что именно их Бог избрал ко спасению.

1:5. И это было Его сверхъестественной работой, а не их естественным откликом на ясную проповедь, с которой выступил перед ними Павел. И тот, в свою очередь, не просто делился с ними своим мнением и не какую-то новую философию излагал им (ср. 1 Кор. 2:1-5) — проповедь его была пронизана силой Божией (ср. Рим. 1:16). А в их сердца Святой Дух влагал глубокую убеждённость (по-русски: со многим удостоверением) в истинности Павловой проповеди. И сам он, говоря, не сомневался, что возвещаемое им столь же коренным образом изменит их жизни, как изменило его.

Находясь в Фессалонике, Павел и его спутники не только проповедывали убедительную весть, но и жили в согласии с нею. И фессалоникийцы прекрасно понимали, что такой образ жизни диктовался миссионерам желанием принести пользу им, новообращённым. Итак, весть, проповеданная Павлом, — благовествование о милости Божией — вошло в сердца этих македонян — и они были спасены. Вера побудила их жить жизнью, достойной христиан.

1:6. Вера фессалоникийцев в благовестие принесла поразительный плод, сказавшись в очевидной перемене их поведения. Они сделались подражателями миссионерам, своим духовным отцам. И это естественно для христиан. Затем они пошли дальше — став подражателями и Господу. Последовательность эта тоже естественна и логична. Новообращённый христианин вначале следует примеру других верующих, но по мере своего созревания сознаёт, что лучшим "образцом" (ср. 1 Пет. 2:21) для подражания является Христос.

Несмотря на многие скорби, фессалоникийцы приняли слово. Те из них, которые были евреями, должны были ощущать на себе всю силу ненависти своих братьев по крови (как уже говорилось, в Фессалонике основная масса населения встретила благовестив Божие с особой враждебностью). Так что и новообращённым из язычников пришлось "плыть против течения", и притом стремительного, — ибо языческие мировозрение и представления можно уподобить сильному напору воды, которая, разливаясь по многочисленным "трубам и каналам", орошала всё "тело" этого торгового города.

Что же касается сделавшихся христианками жён именитых граждан Фессалоники, то им надо было изо дня в день жить рядом со своими неверующими мужьями, которые едва ли могли оценить обострившуюся их совестливость.

Но несмотря на скорби "извне", фессалоникскими верующими владел дух внутренней радости — от сознания того, что их грехи прощены им. Любопытно заметить, что христиане, которые находятся под давлением неблагоприятных обстоятельств в повседневной жизни, чаще и более кажутся радующимися в Господе, чем те, кто живут относительно спокойно. Не внешними обстоятельствами, а взаимоотношениями верующего со Христом измеряется его радость. Этот принцип и действовал в среде фессалоникийцев. Источником их радости был обитавший в них Дух Святой.

1:7. Свидетельство этих христиан можно уподобить яркому свету, освещавшему не только их дом, но достигшему и соседей их в других частях Македонии и даже Ахаии (соседней провинции на юге). Сделавшись "подражателями" миссионерам и Самому Господу (ст. 6), они, по отношению к другим верующим, сами стали образцом для подражания. Когда Павел писал коринфянам, то указывал на этих македонян как на образец (типон; ср. 2 Фес. 3:9) в деле жертвенного даяния (см. 2 Кор. 8:1-8). Будучи и сами бедными, они всё-таки дали деньги в помощь другим верующим. В отношении христианина к деньгам и в том, как он распоряжается ими, — одно из самых сильных свидетельств в пользу истинности его духовности или против неё. Фессалоникийцев в этом случае можно было приравнять золоту, испытанному огнём.

1:8. В этом стихе объясняется, каким образом сделались фессалоникийцы примером для других христиан. Восприняв благую весть (ст.5), они стали передавать её другим (слово пронеслось от них). Если бы апостол мог, то, верно, сравнил бы их с радиопередатчиками, ибо благодаря им слово Господне распространялось, что называется, "вширь и вглубь" со всё возраставшей силой; благодаря многочисленным "дикторам" из Фессалоники голос Павла достиг и ряда отдалённых мест.

Видимо, это не было организованной кампанией по евангелизации (сам Павел и в Фессалонике и в других местах действовал именно в рамках "евангелизационных кампаний"). Фессалоникские христиане, скорее всего, свидетельствовали своим образом жизни, который всё более явно отличался от образа жизни окружавших их людей; кроме того, они каждый в отдельности говорили соседям о своей вере в Бога. И постепенно весть об этом достигла всякого места, так что отпадала необходимость в организованной миссионерской кампании.

1:9. Люди сами рассказывали Павлу, что произошло в Фессалонике после того, как он проповедал там Евангелие. Весть о том, как были приняты проповедники в этом городе, и обо всех событиях, связанных с их пребыванием там, облетела эту часть мира. И произошло это благодаря чистосердечному свидетельствованию тех, кто уверовали в Фессалонике. Смелость становится достоянием каждого истинного чада Божия.

Эти верующие обратились к Богу, единственному истинному Богу, от идолов. Фраза свидетельствует, что многие из них до того, как уверовали, были язычниками. Ведь евреи питали к идолам отвращение.

Некто заметил, что люди вольны избирать себе господина, но не вольны не избирать его вовсе... Фессалоникийцы, которым писал Павел, приняли решение служить Богу живому и истинному, а не тем, кого этот Бог сотворил, и не диавольским силам (ср. Рим. 1:18-23). Этот факт, что Бог — живая Личность, имел особое значение в глазах как евреев, так и Павла; именно эта Его особенность, отличающая Его от так называемых богов, чаще всего подчёркивается в Ветхом Завете. Он — единственный живой Бог; другие боги таковыми не являются и потому не заслуживают поклонения.

1:10. Фессалоникийцы не только служили Богу, обратившись к Нему в покаянии, но и ожидали возвращения с небес Сына Его. Под словом "небеса" (представляется, что множественное число здесь не случайно) апостол, возможно, имел в виду не ту сферу, где Христос восседает как Небесный Владыка по правую руку от Отца (ср. с ед. числом — "небо" — в Отк. 4:2-11), а ту, через которую Он прошёл, когда возносился с земли (Деян. 1:9-11). Если это так, то Павел подразумевал, что фессалоникийцы ожидали Иисуса, "грядущего на облаках" или сквозь облака.

Но не к "облакам" или каким-то знакам пришествия Его и даже не к избавлению, которое Он нёс, было приковано внимание фессалоникийцев, а к самой личности Иисуса, Сына Бога живого. Он был предметом их надежды. Это очень важно, чтобы именно Сам Иисус, и только Он, во все времена оставался предметом упования Его святых; Он, а не побочные факторы и признаки, сопутствующие Его возвращению на землю!

Обращение к человеческому имени Господа в этом стихе — сильное свидетельство в пользу Божественности Иисуса из Назарета. О Нём говорится как о Сыне Божием, воскрешённом Отцом из мёртвых. Самый факт воскресения — неоспоримое доказательство (ср. 1 Кор. 15:14-19) Божественной природы Иисуса.

Христиане черпают надежду в предстоящем Его возвращении по нескольким причинам, но Павел упоминает тут одну из них: Иисус избавит святых от грядущего Божиего гнева. На неправедных людей он изольётся потому, что не уверовали во Христа (Иоан. 3:36; Рим. 1:18). Собственно, это и происходит — периодически и многообразно, однако, суд у Великого белого престола явится в этом смысле самым устрашающим событием (Отк. 20:11-15). Но и "бедственное время для Иакова" (Иер. 30:4-7), тоже названное "великой скорбью" (Отк. 7:14), явится тем периодом в истории, когда Божий гнев изольётся на землю с силою, дотоле неизвестною (ср. Отк. 6-19).

Думал ли здесь Павел (1 Фес. 1:10) о некоем конкретном времени или об излиянии Божиего гнева на неверующих в более общем смысле? Сам он и фессалоникские верующие, как и современные христиане, подлежали и подлежат избавлению от Божиего гнева — и в общем, и в частных его проявлениях, в том числе и от действия его в период великой скорби. Так что смысл этого стиха — в надежде, которую питал апостол на неизбежное возвращение Господа. Иначе он призвал бы своих читателей готовиться к великой скорби.

Христиане будут именно избавлены от грядущего гнева, а не "проведены сквозь него" безопасно (ср. ком. на Отк. 3:10). Эта глава, как и все главы 1 Фессалоникийцам, завершается упоминанием о грядущем возвращении Иисуса Христа (1 Фес. 1:10; 2:19; 3:13; 4:13-18; 5:23).