Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Библия Комментарий Культурно-исторический

1-я Царств 1

1:1-28 Рождение Самуила

1:1. Рамафаим-Цофим на горе Ефремовой. На территории Вениамина есть город Рама (совр. er-Ram, в 5 милях к северу от Иерусалима и в 4 милях к югу от Вефиля). Поскольку в 1:19 Рама названа родиной Самуила, некоторые исследователи считают, что в 1:1 также говорится об этом месте. Однако в тексте Рамафаим-Цофим со всей опредр • ленностью помещен на горе Ефремовой. Это место традиционно ассоциируется с Арима феей из Нового Завета, в 15 милях к западу отСилома.

1:2. Полигамия в Израиле. Как и повсюду в Древнем мире, преимущественное распространение в Израиле получила моногамия. Полигамия не противоречила закону или морали, но обычно была экономически неосуществима. В основном полигамия имела место в тех случаях, когда первая жена оказывалась бесплодной, однако были и другие факторы, определявшие эту практику, в том числе: несоответствие численности мужчин и женщин; потребность в оольшом количестве рабочих рук; стремление к повышению престижа и благосостояния рода посредством многочисленных брачных контрактов; высокая смертность женщин при родах. Чаще всего полигамия встречается у пастухов-кочевников и в земледельческих общинах, где значение плодовитости и прикрепления каждой женщины к хозяйству особенно велико. В Библии большинство случаев полигамии имело место до установления царства.

1:2. Бездетность. Дети были наградой от Господа (Пс. 126:3), а неспособность родить детей считалась знаком Божьего наказания. Кроме того, если женщина не рожала детей, ее положение в семье было очень шатким. От бесплодной женщины могли отказаться, ее могли выгнать или понизить в статусе Месопотамские молитвы и правовые материалы показывают, что подобные проблемы существовали на всем древнем Ближнем Востоке.

1:3. Силом. И Рама Вениаминова, и Рамафаим Ефремов находились примерно в 15 милях от Силома. Чтобы нооделать этот путь с семейством, требовалось два дня. Силом отождествляют с Khrbet Selun, между Вефилем и Сихемом. Древний город площадью 7,5 акра занимал стратегически выгодное положение, располагая плодородными землями. источниками воды и доступом к главному торговому пути, соединявшему север и юг страны. Археологические раскопки обнаружили руины Силома железного века и следы разрушений, вызванных пожаром. Несмотря на обнаружение остатков общественных зданий этого периода, никаких следов святилища не нашли. Вероятно, оно находилось на вершине кургана, наиболее пострадавшей от эрозии.

1:3. Ежегодные жертвоприношения. Закон предписывал совершать паломничество трижды в году: в Праздник опресноков, Праздник седмиц и Праздник кущей. Поскольку повод праздничного паломничества в тексте не уточнен, некоторые исследователи полагают, что это был традиционный семейный ритуал, отражающий благочестие Елканы.

1:3. Священнический род Илия. Илий происходил из рода.Чарона через его четвертого сына, Ифамара. В начале периоча судей первосвященником был Финеес, сын Елеазара, третьего сына Аарона. Два старших сына Аарона, Надав и Авиуд были поражены смертью за нарушение ритуала (Лев. 10). Каким образом попечение о скинии собрания и ковчеге перешло от ветви Елеазара к ветви Ифамара, неизвестно.

1:4. Части жертвы. Некоторые виды жертвоприношений сопровождались общей трапезой, особенно мирная жертва (см. коммент. к Лев. 3:1—5). Если в жертву приносилось животное, то и священник, и семейство жертвователя получали части жертвенного мяса — продукта, редко присутствовавшего в рационе древних.

1:7. Святилище в Силоме. Неопределенность использованного здесь обозначения святилища — «дом Господень» — не позволяет судить о характере этого сооружения. В ст. 9 оно названо «храмом», что подразумевает некое здание. Во 2:22 упоминается скиния собрания, т. е. шатер. Чередование определений указывает на то, что либо вокруг скинии было возведено некое более прочное сооружение, либо она находилась внутри священных пределов, возможно, принадлежавших ранее хананеям.

1:8. Не лучше ли я для тебя десяти сыновей? Попытка Епканы утешить Анну звучит довольно неубедительно. Несмотря на любовь и заботу мужа, у Анны были более глубокие причины скорбеть. Во-первых, бесплодие было клеймом позора в общественном мнении. Во-вторых, отсутствие детей лишало ее надежды на будущее. Дети заботились о родителях в старости, устраивали надлежащее погребение и хранили память о родителях. Считалось, что благополучие в загробной жизни зависит от ритуалов, совершаемых потомками. И положение Анны в обществе, и ее перспективы на будущее были безрадостными.

1:9. Седалище священника у входа в храм. Вероятно, Илий был очень стар, чтобы совершать жертвоприношения, но еще был в силах встречать народ у входа в святилище, давая советы и наставления. Слово, переведенное как «седалише», обычно обозначает престол или почетное место. В публичных местах стояли скамьи, а в жилых домах — диваны и кресла. Раскопки в Мари обнаружили множество образцов подобных кресел.

1:11. Обеты. Обеты — это добровольные соглашения, содержащие некое условие. Сведения об обетах встречаются в хеттских, угаритских, месопотамских и — реже — египетских источниках. В Древнем мире обеты обычно сопровождали просьбу, адресованную божеству. Как правило, условием были помощь и покровительство божества, а то, что посвящалось по обету, было даром божеству. Чаще всего дар принимал форму жертвы, но иногда эти дары предназначались святилищу или священникам. Принесение обета обычно происходило в святилище, и было публичным актом. В угаритском эпосе царь Керет просит бога дать ему жену, которая сможет произвести на свет потомство. В ответ на исполнение этой просьбы он обещает пожертвовать столько золота и серебра, сколько будет весить его невеста.

1:11. Бритва не коснется головы. Длинные волосы — один из основных элементов обета назорейства (см. коммент. к Чис. 6). Обычно назорейство ограничивалось определенным сроком, но здесь, как и в случае с Самсоном, оно продолжалось всю жизнь. Причина запрета на остригание волос неизвестна, хотя волосы (как и кровь) были, по представлениям древних, сосредоточием жизни. Поэтому волосы часто использовали в магических обрядах. Об этом, в частности, свидетельствует существовавшая в Мари практика посылать царю прядь волос пророка вместе с его пророчествами. Волосы предназначались для гадания, которое должно было определить, заслуживает ли внимания присланное пророчество.

1:13. Безмолвная молитва. Обычно жертвоприношение сопровождалось молитвой, которую произносил священник, совершавший ритуал. Анна, не решаясь попросить об этом священника, молилась сама, но к ее удовольствию священник дал ей благословение, которое Анна восприняла как благое предзнаменование. В Месопотамии женщины, мечтавшие забеременеть, обращались к жрецам-прорицателям, которые предсказывали судьбу с помощью гадания. Подобные спонтанные молитвы встречаются в Ветхом Завете довольно часто, но здесь перед нами единственный пример молитвы без слов. На древнем Ближнем Востоке молитвам была свойственна некоторая стереотипность, к тому же многие из них были основаны на заклинаниях. Поэтому о безмолвной спонтанной молитве нам почти ничего неизвестно.

1:19. Поклонились Господу. Очевидно, они приняли участие в ежедневном утреннем жертвоприношении (см. коммент. к Лев. 6:8-13).

1:22—24. Отнятие от груди. Обычно младенца отнимали от груди в возрасте от двух до трех лет, и с этим событием были связаны особые ритуалы. Согласно египетским «Наставлениям Ани», младенец вскармливался грудью примерно до трех лет.

1:24,25. Характер жертвоприношения. О жертвоприношении тельца (молодого вола), сопровождаемом хлебным приношением и возлиянием вина, см. коммент. к Чис. 15:8—12.

1:28. Пожизненное посвящение. Как отмечалось в коммент. к 1:11, столь длительное назорейское служение было необычно. Анна не только исполнила свой обет, но и соблюла древнюю традицию, согласно которой все первенцы мужского пола людей и животных принадлежали божеству. На древнем Ближнем Востоке это представление иногда приводило к детским жертвоприношениям, направленным на обеспечение плодородия. С другой стороны, в древности первенцы исполняли обязанности священников в семейном богослужении, и эта роль передавалась по наследству. В Израиле это привело к освящению (отделению) первенцев на служение Богу. По закону первенцы могли освобождаться от этой роли посредством выкупа, а их место занимали левиты (Чис. 3:11—13). Дав обет, Анна не воспользовалась возможностью выкупить своего сына. В Месопотамии храмам иногда дарили рабов, а в аккадской литературе содержатся сведения об особой категории женщин, посвященных на служение в храм в качестве жриц. Принесение детей в дар храму зафиксировано в шумерских текстах начала 2-го тыс. до н. э.