Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Библия Далласской БС Комментарий

3-я Царств 8

5. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ГЛ. 8)

а. Помещение в храм ковчега (8:1-11)

8:1-2. В полностью завершенный храм следовало перенести ковчег завета Господня из скинии, установленной для него Давидом (см. 2Цар. 6.17) на горе Сион, т. е. в юго-восточной части Иерусалима, носившей название города Давидова (ср. 2Цар. 5:7). (См. карту «Иерусалим во времена царей» – там, где ком. на 3Цар. 9:15.) Для этого созвал Соломон старейшин Израилевых и всех глав племен (начальников колен) и глав всех семей (глав поколений), составлявших Израиль. И собрались они все к царю Соломону на праздничное торжество, приуроченное к празднику кущей в месяце Афаним; это сентябрь-октябрь (Лев. 23:33-36). (См. таблицу «Календарь в Израиле» – там, где ком. на Исх. 12:1.)

8:3-5. Согласно предписанию Бога, ковчег несли священники; они несли его на шестах, продетых в прикрепленные к ковчегу кольца. Можно представить себе, сколь торжественным и радостным был этот день, когда ковчег и скинию собрания, взятую в Гаваоне (см. 2 Пар. 1:3-4), и все священные принадлежности ее несли по запруженным ликующими толпами улицам Иерусалима – в новый их дом. В этот день принесено было такое великое множество жертв, что исчислить их было невозможно.

8:6-9. И поставлен был ковчег... на место его... во Святое Святых, под простертые крылья херувимов (напомним, что на крышке ковчега тоже находились херувимы, но меньшие размером; Исх. 25:18). В кольцах по бокам ковчега, теперь уже навсегда, были оставлены шесты, на которых его носили, ибо так повелел Бог(см. Исх. 25:15). Когда двери в святилище были открыты, головки шестов были... видны... но... наружу они не выходили. Фраза они там и до сего дня, как и следующий стих, были, очевидно, написаны не автором книги, бывшим свидетелем опустошения храма (3Цар. 14:26; 4Цар. 16:17), а кем-то до разрушения его в 586 г. до Р. X., и позднее попали в книгу.

Две каменные скрижали с выбитыми на них словами закона, положенные в ковчег Моисеем, все еще находились там. Они должны были напоминать израильскому народу, что он все еще – объект Божиих благословений и несет ответственность за исполнение Моисеева завета. Однако сосуда с манною и расцветшего посоха Аарона, которые долгие годы хранились в ковчеге (см. Евр. 9:4), в нем – на время установления ковчега в храме – уже не было. Возможно, они похищены были филистимлянами или другими врагами Израиля. Но, может быть, до Соломона и в его дни эти предметы хранились не в ковчеге, а лежали перед ним (см. Исх. 16:33-34; Чис. 17:10), а в ковчег были положены позднее и, в конце концов, были утеряны.

8:10-11. Облако, наполнившее храм, было зримым свидетельством присутствия в нем славы Господней. Такое же явление имело место по освящении скинии (см. Исх. 40:34-35).

б. Соломон обращается к народу (8:12-21)

8:12-14. Ссылаясь на слова Господа, что Он благоволит обитать во мгле, Соломон мог иметь в виду сказанное в Исх. 19:9; Втор. 4:11; см. также Исх. 34:5; Лев. 16:2; Втор. 31:15. Из перечисленных мест видно, как часто облако символизировало присутствие Господне. Соломон говорит, что исполнил свое намерение построить храм в жилище Богу, где бы Он пребывал (как прежде пребывал в скинии) во веки (т. е. как можно дольше). В великолепии созданного им храма царь Соломон постарался отразить несравненное величие Иеговы.

Обратившись лицем к стоявшим перед ним израильтянам, царь благословил все их собрание.

8:15-21. И ныне исполнил рукою Своею; это означает, что сделанное Соломоном на самом деле исполнено было Самим Богом (ср. ст. 24). В ст. 16 Соломон подразумевает обещание Бога, что нмя Его (т. е. Он Сам) будет обитать в Иерусалиме (см. ком. на 2 Пар. 6:6), где присутствие Его и явления природы Его и силы будут очевидны. В молитвах Соломона слово «имя» встречается 14 раз (см. 3Цар. 8:16-20,29, 33, 35,41-44; в ст. 43 – дважды и в ст. 48).

Как бы устами Господа воздает Соломон должное отцу своему Давиду за желание построить храм (ст. 17-18), но затем объясняет народу, что желанием Бога было, чтобы храм этот построил сын Давида (ср. 2Цар. 7:12-13). И Соломон поступил по желанию Бога и прославил Его. Зримо для людей храм являлся (в первую очередь) местом для ковчега; он был земным троном Бога и вместилищем Божиих обетовании по завету, которые Он дал искупленному Им народу.

в. Молитва Соломона при освящении храма (8:22-53)

8:22-24. Соломон... стал, а затем опустился на колени (см. ст. 54), на сооруженный во дворе храма медный амвон (см. 2 Пар. 6:13). Свою молитву он начал с вознесения хвалы Богу Израилеву, подобного Которому нет ни на небесах ни на земле. Продолжая молитву, Соломон просил Бога не оставлять милостью Своей народ Его – Израиль. Девять просьб можно выделить в этой молитве:

1) Да услышит Бог молитвы царя Соломона и Своего народа. 8:25-30. Соломон просит, чтобы верность свою Давиду Господь продолжал являть народу израильскому (да останется «престол Израилев» за наследниками царя Давида; ст. 25-26 ср. с 2:4).

2) Просьба о праведных судах Божиих здесь, на земле. 8:31-32. Да разрешает Сам Господь конфликты, возникающие между израильтянами, да воздает им по вине их и по правде.

3) Просьба о прощении грехов, наказание за которые придет на Израиль от неприятелей их. 8:33-34. Царь просит Господа прощать кающийся Израиль, всякий раз возвращая его в землю его отцов.

4) Просьба об избавлении от наказания, которое выразится в удержании дождя. 8:35-36. Ср. Лев. 26:18-19; Втор. 11:16-17; 28:23-24.

5) Просьба о прощении грехов и избавлении от бедствий, посылаемых за них. 8:37-40. Соломон перечисляет голод, болезни, стихийные бедствия, вражеские нашествия. Все это – орудия наказаний

Господних. Об избавлении от них по молитвам искреннего покаяния просит царь Того, Кто один знает сердце каждого человека.

6) Ходатайство Соломона о чужеземцах. 8:41-43. Царь просит у Бога милости для всякого иноплеменника, узнавшего имя Его и пришедшего помолиться к храму. Да станут народы земли так бояться имени Иеговы, как боится его (в значении «чтит») Израиль.

7) Моление о даровании побед в битвах. 8:44-45. Народу, молящемуся к храму Иеговы, да будут дарованы Им победы в битвах.

8) Моление о возвращении народа из плена. 8:46-51. Как бы в пророческом видении судьбы Божиего народа обращается Соломон к Иегове. Да, за их грехи против Него они будут уведены в чужие земли; и воззовут к Нему о прощении, и Он вернет их в землю отцов. Ср. «молиться, обратившись к земле своей», с молитвой Даниила (столетия спустя) у окон, смотревших на Иерусалим (Дан. 6:10).

9) Да внимает Господь всякой молитве. 8:52-53. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (ст. 52).

Мысль о том, что народ Израильский – наследие Божие (да хранит Он верность ему и милость в будущем, как хранил в прошлом!) пронизывает всю эту молитву Соломона (ст. 23-53).

г. Соломон благословляет народ (8:54-61)

8:54-55. Все сие моление... Соломон произнес, стоя на коленях, с руками, простертыми к небу. И, встав с колен, он благословил народ.

8:56-61. Царь прославил Господа за то, что Он дал покой народу Своему Израилю и сдержал все слова обещаний Своих, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея. Славя Бога, Соломон одновременно напоминал об этом народу. И еще три желания выразил он, обращаясь к Иегове. Да пребудет Он с ним, Соломоном, и с народом израильским во все время царствования его, как пребывал с отцами их; да даст народу желание и силы соблюдать все заповеди Его и уставы Его и законы Его – да звучат слова Соломонова моления в сердце Господа день и ночь, чтобы Он делал все потребное для них изо дня в день. Последним же пожеланием Соломона было, чтобы все народы земли познали, что единственный истинный Бог – Иегова, Господь (ср. 18:39).

Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему, вновь повторяет Соломон народу. Он сознавал, что это – непременное условие осуществления Господних обетований, но, к несчастью, сам он, по прошествии времени, нарушил это условие.

«Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом», – читаем мы о завершении освящения храма в 2 Пар. 7:1.

д. Жертвоприношения Соломона (8:62-66)

8:62-63. Неправдоподобно большим представляется число животных, принесенных Соломоном в мирную жертву по случаю освящения храма: двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Однако до нас дошли и записи о других жертвоприношениях, включавших тысячи и тысячи голов скота. В данном же случае следует учесть, что тысячи священников приносили жертвы на «вспомогательных» жертвенниках, и празднество, на протяжении которого мясо жертвенных животных поедалось участниками общинных трапез, продолжалось две недели.

8:64-66. В день освящения храма Соломон... освятил – посредством жертвоприношений – и двор пред храмом. Это произошло в начале праздника кущей, который обычно продолжался одну неделю, но по случаю этого особенного торжества продлен был еще на неделю. (Восьмый день в ст. 66 надо понимать как «на следующий день по истечении вторых семи дней».)

Праздник кущей праздновался в воспоминание о годах странствований Израиля в пустыне (Лев. 23:33, 41-43). Поэтому и храм следовало освятить именно в этот праздник – ведь сооружение постоянного святилища символизировало окончание этих странствований.

От входа в Емаф до реки Египетской – так обозначены границы Израиля от Севера до юга; народ на празднество сошелся от границы до границы, т. е. весь он участвовал в нем. Возвращаясь по домам, люди радовались всему тому, что сделал Господь... народу Своему Израилю.