Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Библия Далласской БС Комментарий

3-я Царств 2

3. ДАВИД ЗАВЕЩАЕТ ЦАРСТВО СОЛОМОНУ (2:1-9)

О промежутке времени, прошедшем между событиями, описанными в первой главе, и тем, о чем читаем здесь, не говорится. Но, судя по тому, что Давид был стар и слаб здоровьем (1:1-4,15,47), со словами завещания своего он обратился к Соломону вскоре после его помазания.

а. Храни завет Господа... (2:1-4)

2:1-4. Вот, я отхожу в путь всей земли – метафорически выраженная мысль о смерти, которой не избегнет ничто живущее на земле. Сознавая, что вот-вот отправится в этот «путь», Давид обращается к сыну со словами, напоминающими завет Господа Иисусу Навину (ср. Втор. 31:23).

Умирающий царь завещает Соломону твердо держаться слова Божиего и быть мужественным. Храни завет Господа... ходя путями Его, наставляет Соломона отец, т. е. повинуйся Иегове во всем. Соблюдай, согласно Моисееву закону, уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его... Каждый из перечисленных здесь четырех «терминов» (евр. хуккот, мицвот, мишпатим и эдот) имеет специфическое смысловое значение, трудно поддающееся передаче на других языках; в целом же это – законы об отношении к Богу и к людям, и, в частности, законы, обоснованные исторически. Если теократический (руководимый непосредственно Богом) царь хочет успешно править Божиим народом, ему необходимо исполнять все эти законы (то есть послушание Богу – путь к успеху). Необходимо это и для того, подчеркивает Давид, чтобы Господь исполнил слово Свое о неизменном пребывании на престоле Израилевом мужа из рода Давидова (2Цар. 7:12-16).

б. Давид наставляет Соломона в отношении ряда лиц (2:5-9)

2:5-6. Родственник Давида и военачальник его Иоав... умертвил в мирное время двух других военачальников – Авенира и Амессая; он поступил с ними, как с врагами в ходе битвы (пролил кровь бранную). Ты знаешь, что сделал мне Иоав, говорит Давид, возможно, в первую очередь, подразумевая убийство им Авессалома (но, пожалуй, здесь царь имеет в виду преступления, неоднократно совершавшиеся Иоавом, который навсегда запятнал себя кровью). Почему же Давид сам не воздал ему за пролитую кровь, но после себя поручает сделать это Соломону? Не следует думать, будто из трусости. Не трусостью, как и не мстительным чувством в современном понимании его, определялось поведение Давида. Надо помнить, что в представлениях людей того времени мщение за кровь было не только чем-то естественным, но и нравственным, ибо диктовалось и регулировалось законом (см. Чис. 35.19; Втор. 19:12; Иис Н. 20:3, 5, 9).

2:7. Воздать, напротив, добром за добро завещает Давид сынам Верзеллия Галаадитянина, который поставлял ему и его войску продовольствие, когда царь бежал от Авессалома. В отношении сыновей Верзеллия Давид исполняет то, что обещал в свое время их отцу (см. 2Цар. 19.31-39).

2:8-9. По отношению к Семею... Вениамитянину Давидом соблюдается тот же принцип, что и по отношению к Иоаву. Некогда Семей злословил Давида, попавшего в бедственное положение, и угрожал ему (2Цар. 16:11). Потом он перешел на сторону Давида, и царь поклялся не убивать его. И, действительно, сам он «не наложил на него руки». Призывая же теперь сына воздать Семею за его зло, он, однако, как и в случае с Иоавом, просит Соломона «поступить по мудрости», т. е. найти благовидную причину для воздаяния человеку, в лояльности которого к себе, а в будущем – к сыну своему, очевидно, уверен не был. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что до поры до времени Соломон был милостив к этому вениамитянину, но затем тот сам подал Соломону повод исполнить порученное ему отцом (3Цар. 2:36-46).

4. СМЕРТЬ ДАВИДА (2:10-12)

2:10. И почил Давид с отцами своими – в этой возвышенно звучащей фразе передана мысль о том, что смерть не оборвала жизни Давида навечно. Как и все, кто хранят верность Богу, он только почил – до дня, когда Бог воскресит его для вечного Ему служения.

Город Давидов (см. 3:1; 8:1; 9:24: 1!:27; 15:8, 24; 22:50) – это Иерусалим, который был взят Давидом у иевусеев; Давид сделал его своей столицей. Но в его дни Иерусалим был совсем небольшим городом, занимавшим возвышенное место, окруженное с востока, юга и запада долинами. Позднее Соломон расширил пределы его к северу; при последующих царях Иерусалим продолжал расширять свою территорию.

2:11-12. Давид царствовал над Израилем... сорок лет (1011-971 гг. до Р. X.). На протяжении 7 лет его столицей был Хеврон, а затем 33 года он правил из Иерусалима. Умер он, будучи примерно 70 лет (2Цар. 5:4).

Давид был личностью во многих отношениях замечательной: воин, поэт, музыкант, талантливый полководец и администратор; он был, и это главное, человеком, угодным Богу. Он знал головокружительный успех и мучительные падения. Давид расширил границы Израиля; влияние его на другие народы сильно возросло при Давиде. Царя этого безмерно любили одни, и безгранично ненавидели другие. Но сердце самого Давида было до конца отдано Богу. Сын его Соломон унаследовал трон его, и царствование его было многолетним и мирным.

Б. Ранние годы правления Соломона (2:13-4:34)

В мудрости Соломона, которой он прославился, можно убедиться уже в этом разделе Св. Писания. Умные и проницательные решения, которые он выносил с первых дней своего царствования, обусловили длительность (40 лет; 971 -931 гг. до Р. X.) его правления в мире и процветании.

1. СОЛОМОН ВОЗДАЕТ ЗА ЗЛО И ПРОЛИТИЕ КРОВИ (2:13-46)

а. Казнь Адонии (2:13-25)

2:13-14. Адония не оставил надежды сделаться царем (ср. 1:5). Но для этого ему надо было низложить Соломона. Теперь, однако, он решил действовать умно и осторожно. И начал с того, что попытался добиться расположения Вирсавии, царицы-матери, надеясь через нее добиться благоприятного для себя решения от Соломона. Однако Вирсавия, помня о заговоре Адонии против ее сына, поначалу встретила его настороженно. С миром ли приход твой? – спрашивает она. Адония заверяет ее, что с миром, и так оно, в самом деле, выглядело на первый взгляд; однако не с миром явился к Вирсавии Адония.

2:15-16. Адония, возможно, искренне полагал, что весь Израиль смотрел на него как на будущего царя. Но он принимал желаемое за действительное: трон никогда не предназначался ему. Говоря, что царство отошло от него по воле Господа, он, по-видимому, совершает тактический ход, облекая его в благочестивую форму, – с тем, чтобы убедить Вирсавию, что помазание Соломона он принимает как совершившееся по Божиему решению, и подчиняется ему. Вирсавия, однако, склонна поверить, что Адония более не злоумышляет в отношении ее сына, и готова выслушать его.

2:17-18. Вероятно, просьбу Адонии о том, чтобы ему позволили жениться на Ависаге Сунамитянке... Вирсавия расценила как вполне невинную и естественную: красивый молодой человек ищет руки очаровательной молодой женщины, и она согласилась сообщить о его желании царю. Возможно, и роль свахи в этой ситуации привлекла ее.

2:19-21. Соломон с почетом встречает свою мать, встав перед нею и поклонившись ей, и тем большую почесть оказывает Вирсавии, что в тронном зале усаживает ее по правую руку от себя. (Тут надо отметить, что в древнееврейском обществе царице-матери придавалось важное значение; ее называли гебира, т. е. владычица. Не случайны постоянные библейские ссылки на имя матери каждого из царей; см., к примеру, 3Цар. 14:21; 15:2.) Итак, Вирсавия излагает сыну свою небольшую просьбу, явно не подозревая о политическом значении ее.

2:22-25. Но, выслушав мать, Соломон тут же осознал, насколько далеко идущие последствия возымело бы осуществление ее просьбы. Потому и говорит он Вирсавии: Проси Адонии также и царства. Ведь Ависага входила в гарем царя Давида. И хотя престарелый царь так и не вступил с ней в интимную связь, самая принадлежность ее к гарему делала ее «частью» Давидова «наследия». Да и в глазах народа она была никем иным, как наложницей царя. В своем исследовании на книги

Царств богослов С. Ф. Кейль пишет: «В глазах израильтян, как и в глазах древних персов (следует ссылка на греческого историка Геродота), овладение гаремом покойного царя равносильно было выражению притязания на его трон».

Возможно, Вирсавия, знавшая, что на деле Ависага не была наложницей Давида, не думала, что угроза трону может возникнуть в связи с ней, но мудрый Соломон осознал это. Он понимал, что народ видит в Ависаге одну из жен Давида, а потому женитьба на ней Адонии воспримет именно как его притязание на трон. Тем более что Адония был старшим братом Соломона (ст. 22; ср. 2Цар. 3:4 с 2Цар. 5:13-14). Людям свойственно не сознавать, что Бог, совершая выбор в тех или иных целях, вполне может отвергнуть принцип старшинства. (Из Библии известно, что Он нередко ставил младшего брата над старшим; так, к примеру, поступил Он в случаях Исаака, Иакова, Иосифа.)

Итак, распознав злой умысел Адонии, Соломон ответил матери с возмущением и отверг ее «небольшую просьбу». Он помиловал своего брата, попытавшегося захватить власть еще при жизни Давида (3Цар. 1:52-53). Но Адония не смирился: он снова готовил заговор против Господа и Его помазанника. Так что, обрекая Адонию смерти, Соломон действовал не только оправданно в моральном смысле, но и как мудрый правитель царства, вверенного ему Богом (см. окончание ст. 24). Посланный им Ванея, командовавший телохранителями царя, в тот же день поразил Адонию, и он умер.

б. Отстранение Авиафара от священства (2:26-27)

2:26-27. По справедливости и священник Авиафар, принявший сторону Адонии, мог быть предан Соломоном смерти за участие в заговоре. Но царь помиловал его, потому что тот предстоял перед Иеговой во все дни жизни Давида (носил ковчег Владыки Господа пред Давидом означает, что Авиафар был первосвященником); а также потому, что он верно делил с Давидом все тягости на его жизненном пути. Соломон ограничился тем, что повелел Авиафару возвратиться в его дом в Анафофе (примерно в 5 км. на северо-востоке от Иерусалима). (Столетия спустя в Анафофе предстояло родиться пророку Иеремии; Иер. 1:1.)

Автор 3 и 4 книг Царств замечает, что, отстранив Азиафара от священства, Соломон исполнил возвещенное Богом о том, что первосвященство по линии Илия прервется (см. 1Цар. 2:30-35); Авиафар был членом дома Илия (см. таблицу «Предки Садока и Авиафара» – там, где ком. на 2Цар. 8:15-18). Таким образом, автор подчеркивает, что Господь – неизменно верен Своему слову.

е. Казнь Иоава (2:28-35)

2:28-30. Слух обо всех этих событиях, т. е. о смерти Адонии и отставке Авиафара, дошел до Иоава, соучастника их заговора. И, вот, Иоав, долгие годы бывший главнокомандующим у Давида, бежал в поисках спасения (как некогда Адония) в скинию Господню, и там ухватился за рогн жертвенника (ср. 3Цар. 1:50). Для тех, чьей жизни угрожала опасность, скиния была местом убежища, однако – согласно закону Моисея – не для убийц (см. Исх. 21:13-14). Почему же Иоав, будучи убийцей, искал спасения в скинии? Может быть, он думал, что Соломон исполнился гнева на него только за его участие в заговоре Адонии, а то, что некогда он, Иоав, убил Авенира и Авессая, царю либо не известно, либо не занимает его. Однако именно за все эти преступления твердо вознамерился Соломон покарать Иоава. Ибо кровь «двух мужей невинных и лучших» чем Иоав), как говорит Соломон (ст. 32), оставалась неотмщенной и тяготела на доме Давида, пока Иоав был жив.

Видимо, не желая осквернять скинию пролитием человеческой крови, Ванея, посланный Соломоном умертвить Иоава, передал ему повеление царя выйти из скинии, но тот пожелал умереть там.

2:31-33. И тогда Соломон приказал поразить его в скинии....Сними невинную кровь, пролитую Иоавом с меня и с дома отца моего, повелел он Ванее.

2:34-35. Ванея пошел и выполнил приказ царя. Однако после позорной гибели своей Иоав удостоен был погребения в доме своем (т. е. в земле, принадлежавшей ему) в пустыне (возможно, имелась в виду пустынная часть Иудеи, простиравшаяся восточнее Вифлеема). Чести быть погребенным в своей земле Иоав удостоился за многолетнее пребывание на службе у Давида.

Вместо Иоава, Соломон сделал главнокомандующим войска своего Ванею; Садока священника поставил царь вместо Авиафара (см. ст. 27).

г. Участь Семен (2:36-46)

2:36-38. Очевидно, в глазах Давида и Соломона Семей был человеком ненадежным, опасным. Свою агрессивную неприязнь к Давиду он явил во время бегства царя от восставшего против него Авессалома. Спутники Давида предлагали ему тогда же покончить с Семеем, но Давид не захотел этого, возможно, не желая усугублять обстоятельств, грозивших ему из-за мятежа сына. (Семей принадлежал к клану царя Саула; 2Цар. 16:5.)

И вот теперь Соломон призвал Семея и произнес свой суд над ним: Семей приговаривался к своего рода домашнему аресту; ему запрещено было покидать Иерусалим. Соломон подчеркнул, что в тот день, когда Семей перейдет поток Кедрон (протекавший восточнее Иерусалима), смерть настигнет его. Может быть, Соломон подозревал, что, перейдя Кедрон, Семей пойдет к своим соплеменникам-вениамитянам, чтобы поднять их против него.

Семей принял сказанное ему царем к сведению, и жил в Иерусалиме (не выходя за стены его) долгое время (три года; см. 2:39).

2:39-40. Но через три года, в поисках убежавших от него двух рабов, которых видели в стране филистимлян, Семей отправился в Геф, продемонстрировав тем, что не слишком считался с авторитетом Соломона и его приказаниями.

2:41-46. И донесли Соломону о нарушении Семеем поставленного ему условия. Призвав его к себе, царь напомнил ему о том, что он это условие принял и, поступив теперь вопреки ему, развязывает Соломону руки для воздаяния ему за злобу его. В случае с Семеем, как и в других случаях, когда Соломону приходилось решать судьбы своих политических противников, действительных или потенциальных, царь, в первую очередь, заботился о непоколебимости трона Давидова пред Господом. Все эти люди, так или иначе, противились воле Божией в дни царствования Давида, но в обращении с ними молодой царь Соломон являл как милость и справедливость, так и мудрость.