Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Библия Далласской БС Комментарий

3-я Царств 17

2. НАКАЗАНИЕ АХАВА (ГЛ. 17-18)

Нечестие Ахава было наказано Богом, Который замечательным образом воспользовался пророком Илией, чтобы вновь обратить к Себе Израиль.

а. Илия возвещает засуху (17:1-6)

17:1. Илию готовил Сам Господь, чтобы он продемонстрировал всему Израилю: Иегова, а не Ваал, как был, так и остается единственным истинным Богом. Самое имя этого человека (Илия означает Господь – мой Бог») соответствовало порученной ему миссии! Илия жил в Галааде, на востоке от р. Иордан, близ городка Фесва, или Тишби. Вероятно, он услышал о том, как Иезавель усиленно пытается заменить поклонение Господу лжепоклонением Ваалу, и содрогнулся в своем сердце. И тогда Бог послал его с поручением. Получив обещание свыше, Илия отправился на запад, в Самарию. Решительно войдя во дворец, он изрек царю Ахаву свой ультиматум. Он начал с того, что Богом Израиля является Господь, и что Он есть живой Бог (ср. ст. 12; 18:10), а он, Илия, – Его слуга (Бог... пред Которым я стою). Слова «жив Господь» служат на страницах Ветхого Завета и «формулой клятвы» (см. ком. на 1:29). Затем Илия уверенно произнес, что в сии годы не будет ни росы, ни дождя, прежде всего он знал: Бог предупреждал Свой народ, что не даст пролиться дождю на землю, если народ отвернется от Него, предпочтя Ему других богов (см. Лев. 2618-19; Втор. 11:16-17; 28:23-24). Очевидно, Бог открыл Илии, что в его дни это обещание осуществится, и таким образом будет нанесен удар по культу Ваала. Ведь почитатели этого ханаанского божества полагали, что их Ваал является богом дождя! Теперь им предстояло воочию убедиться в том, кто «распоряжается погодой» на земле.

17:2-4. Очевидно, сразу же после произнесенного им пророчества, Илия получил указание свыше уйти из Самарии на восток и спрятаться у одного из восточных притоков р. Иордан (названного здесь потоком Хорафа); Илии надо было скрыться от царя, который скоро станет преследовать его (см. 18:10), и там, в пустынном, но безопасном месте, готовиться к предстоявшему ему нелегкому служению. Пророк получил от Бога уверенность, что Он Сам станет питать и поить его в его убежище.

17:5-6. Повинуясь Господу, Илия пошел и остался у потока Хорафа, и там чудесным образом он действительно получал все необходимое для жизни. О нем, по повелению Божию, стали заботиться вороны, которые обычно и о собственных птенцах не заботятся (см. Иов. 38:41): каждое утро и каждый вечер они приносили ему хлеб (здесь евр. слово означающее пищу вообще) и мясо. А пил пророк из потока. Можно предположить, что «съестное» птицы приносили Илии откуда-то издалека, из мест, не пораженных засухой. Так или иначе, через это необычное физическое «кормление» Бог питал веру Своего пророка, готовя его к будущим подвигам на ниве служения Себе (см. список «Чудес, совершенных Богом через Илию и Елисея»; комментарии на 4 Пар. 2:13-14).

б. Служение Илии в Сарепте (17:7-24)

17:7. Сколько времени оставался Илия у Хорафа, не сказано. В конце концов, и этот поток высох, потому что засуха продолжалась в общей сложности три с половиной года (Лук. 4:25; Иак. 5:17). Илия на опыте познал чудное попечение о нем Господа, но теперь ему предстояло познать, что Бог печется и о других, даже о язычниках. На горе Кармил предстояло разыграться грандиозному зрелищу, и Бог готовил к нему Своего слугу.

17:8-11. Илия был направлен в Сарепту, в город на Средиземноморском побережья, между Тиром и Сидоном, т. е. в город финикийцев, к соплеменникам нечестивой царицы Иезавели (см. 16:31), исповедывавшим культ Ваала-Мелькарта (см. карту «Места, где ходил Илия»). Сарепта находилась в 130-150 км. от Хорафы. Бог сказал Илии, что там его станет кормить вдова (ср. Лук. 4:25-26). Между тем, вдовы, как правило, впадали в нужду, и при наступлении голода первыми оказывались без пищи. Голод, наступивший теперь, был вызван засухой. Не странно ли, что в этих условиях Бог послал Илию «за пищей» именно к вдове? Нет сомнения, что Он намеренно вновь прибегал к необычному источнику пропитания Своего пророка.

Илия послушно отправился в Сарепту. И когда вошел в город, то к первой же вдове, которая встретилась ему, обратился с просьбой: дай мне... напиться. Немедленная готовность женщины услужить ему побудила пророка крикнуть вслед ей: возьми для меня и кусок хлеба! 17:12-16. Вдова узнала в Илии израильтянина и произнесла «формулу клятвы» именем Иеговы: жив Господь, Бог твой! То есть «так же, как верно то, что жив Господь», верно и то, что нет у нее хлеба, а лишь горсть муки да немного масла, чтобы испечь ей последнюю лепешку для себя и своего сына, после чего им обоим предстоит умереть.

Финикиянка, язычница, эта женщина, видимо чтила и Господа.

В ответ Илия успокоил ее: голод и скорая смерть не угрожают им. Он лишь попросил ее, чтобы первым из имевшихся у нее запасов она накормила его, а из оставшегося приготовила для себя и... сына. Сославшись при этом на верность слова Господа, Бога Израилева, пророк обещал сарептской вдове, что ни муки ни масла у нее не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Вдова повиновалась Илии. И Господь наградил ее за веру в Него тем, что, согласно обещанию, данному Им через пророка, мука у нее в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало. Чудо это одновременно несло в себе «полемическое начало»: совершив его, всесильный Господь зримо оспорил (как и ниспосланием засухи) мнимое всесилие Ваала-Мелькарта, которого в Финикии почитали как бога плодородия и урожаев. Питать людей, давая им хлеб и масло в засуху, в состоянии лишь истинный Бог!

17:17-18. Какое-то время спустя, несчастье постигло хозяйку дома, в котором жил Илия: единственный сын ее заболел так тяжело, что вскоре и дыхания... не осталось в нем. Некоторые богословы выражали мнение, что мальчик лишь потерял сознание, а, следовательно, возвращение его к жизни не было чудом, однако, из стихов 18, 20, 22-23 следует, что он именно умер.

Смысл первых двух строк ст. 18, вероятно, следующий: «что ты имеешь против меня, человек Божий?» Охваченная, видимо, сознанием своей греховности, вдова пришла к выводу, что это Бог наказал ее и с тем и послал к ней Своего человека, чтобы он умертвил ее сына. Обычная человеческая реакция! Люди, плохо разбирающиеся в путях Божиих, склонны в каждой своей личной трагедии видеть Его карающую руку (ср. Иоан. 9:2-3).

17:19-21. Сын вдовы был, очевидно, совсем ребенком, судя по тому, что мать держала его на руках. И понес его в горницу, где он жил... Во многих палестинских домах того времени имелись особые комнаты для гостей, построенные на плоской крыше; их название соответствовало русской «горнице», что, собственно, и значит – «комната, расположенная на верху». В первой молитве Илии (ст.20) звучит искреннее сострадание к несчастной женщине, которая, едва спасшись от голодной смерти, лишилась теперь своего единственного ребенка. Илия молит Бога, чтобы помог ее горю. Известно, что, готовясь чудесным образом совершить исцеление, слуги Божий обычно возлагают на больных руки – в знак того, что сила Божия, действующая в них, теперь передается ими нуждающемуся в ней (см., к примеру, Мат. 8:3). Но в этом случае – не исцеления, а воскрешения – Илия, движимый особо сильным чувством сострадания, простерся над мальчиком всем телом, как бы вступая с ним в предельно благотворный для него контакт – ради передачи ему возвращающей к жизни Божией силы. Трижды он проделывал это, взывая к Господу с мольбою: да возвратится душа отрока сего в него! Настойчивость в молитве – непременное условие ответа на нее (ср. Мат. 7:7-8; Лук. 11:5-13). Подтверждение этому мы находим в данной ситуации.

17:22-24. И услышал Господь... и возвратилась душа отрока... в него, и он ожил. Это первый случай возвращения умершего к жизни из записанных в Библии. Когда Илия... свел мальчика вниз, к матери его, сарептская вдова уразумела, что жилец ее, в самом деле, человек Божий и действительно говорит от Господа, возвещая людям истину.