Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Библия Далласской БС Комментарий

3-я Царств 11

4. ОТСТУПНИЧЕСТВО СОЛОМОНА (ГЛ. 11)

Итак, впечатляющее и, казалось бы, отмеченное печатью могущества и силы, царствование Соломона таило в себе некую внутреннюю слабость, на которую до сих пор только намекалось, однако, в этой главе о ней говорится открыто.

а. Чужеземные жены Соломона (11:1-8)

11:1-8. Не только излишнее количество коней запрещено было Богом иметь царю (Втор. 17:16; см. ком. на 3 Цар, 10.26-29), но и брать себе множество жен было ему запрещено, «дабы не развратилось сердце его» (Втор. 17:17). Но именно это и случилось с Соломоном. При дворе его возник огромный гарем: семьсот жен и триста наложниц жили в нем. Эти языческие жены царя вовлекли его в идолопоклонство, как и предупреждал Бог (Исх.,23:31-33; 34:15-16; Втор. 7:1-4). Соломон продолжал поклоняться Иегове, но и другим богам он стал... служить тоже. Сердце его уже не было вполне предано Господу. Очевидно, он пришел к выводу, что раз он великий царь, то и жить должен, подобно другим великим царям этого мира, хотя такой образ жизни означал прямое неповиновение Божиему слову. Чем старше становился Соломон, тем все дальше «уходил» он от Бога (см. 3Цар. 11:33).

Астарта была богиней любви и плодородия, служение которой сопряжено было с глубоко безнравственными ритуалами и поклонением звездам. В Священном Писании она названа «мерзостью Сидонской» (4Цар. 23:13). Милхому, или Молоху, приносились человеческие жертвы, и в первую очередь дети, что Моисеевым законом было строго запрещено (Лев. 18:21; 20:1-5). С такой же жестокостью и безнравственностью связано было поклонение Хамосу. Гора пред Иерусалимом, на которой Соломон... построил языческие капища, по-видимому, была Масличной горой (ср. 4Цар. 23:13).

б. Божий приговор Соломону (11:9-13)

11:9-13. О причине осуждения Соломона свыше сказано вполне недвусмысленно: за то, что он уклонил сердце свое от Господа (ст. 9; ср. ст. 4), за то, что не сохранил завета... и уставов Божиих (ст. 11). Все это, несмотря на дважды данные царю откровения и обещания, последовавшие от Господа (см. 3:5; 9:2).

Раб, о котором говорится в ст. 11, это – Иеровоам; его руками и было впоследствии «отторгнуто» царство... от... сын» Соломонова – Ровоама. Одно колено, или племя (ст. 13), которое Бог оставил Ровоаму, было колено Иудино. В сущности, здесь подразумевались два колена – Иуды и Вениамина, но последнее было очень маленьким, и оба они составили то, что в истории известно как Южное царство, или Иудея. Колену Симеонову дана была территория на юге от Иудеи, но позднее, по крайней мере, часть этого колена ушла на север (см. ком. на Иис. Н. 19:1-9).

Бог говорит, что смягчил свой суд над Соломоном и не допустил разделения царства в его дни ради Давида. Давид тоже согрешал против Господа, но в сердце своем, тем не менее, оставался верным Ему. Потому и согрешения его в глазах Господних не были столь тяжелы, как отступничество Соломона. Ведь первой и главной заповедью, данной евреям, было любить Бога всем сердцем своим (Втор. 6:5).

в. Внешние враги Соломона (11:14-25)

11:14-22. Адер (или Гадад) Идумеянин был царевичем идумейским, в свое время бежавшим в Египет. Идумеи (едомляне), чья страна лежала юго-восточнее Израиля, были давними врагами его. Давид покорил Идумею (см. 2Цар. 8:13-14; здесь, в ст. 15-17, приводятся дополнительные в этой связи подробности). Итак, несколько идумейских сановников, избежавших тяжелой руки Иоава, бежали, взяв с собой маленького царевича Адера, в Египет. Их путь лежал поначалу из Мадиама (царство, находившееся южнее Едома и восточнее современного Акабского залива) в Фаран (на территории Синайского полуострова, между Мидией и Египтом). Мы читаем, что фараон (возможно, тот, что был предшественником тестя Соломона) настолько сердечно отнесся к идумейскому царевичу, что когда тот вырос, дал ему в жену сестру своей жены.

Есть все основания предполагать, что давняя враждебность идумеев к израильтянам с новой силой воспылала в сердце царевича Адера, который мечтал отомстить им за массовое избиение своих соплеменников. Видимо, в Едом он возвратился вскоре после смерти Давида (в 971 г. до Р. X.) и его военачальника Иоава. И с тех пор, вероятно, представлял известную военную угрозу для Соломона (см. ст. 25).

11:23-25. И... еще одного противника... воздвиг Бог против Соломона – некоего Разона из царства Сувского (см. табл. «Арамейские цари в 3 и 4 книгах Царств»), находившегося сразу на юг от Дамаска (см. 2Цар. 8:3-6). Он был мятежником, осевшим в Дамаске. Став предводителем шайки, он взял столицу Сирии под свой контроль. Все это было еще во дни царя Давида. А при Соломоне он стал царем Сирин (ст. 25).

г. Противники Соломона внутри страны (11:26-40)

11:26-28. Но наибольшую опасность для Соломона и его династии представлял собой Иеровоам... молодой и мужественный... человек из колена Ефремова, в будущем главного племени северного, Израильского, царства. Напомним, что и колено Ефремово и прочие израильские колена издавна недовольны были властью над собой царя из дома Иудина (см. 2Цар. 19:41-4З).

Соломон, проводя реставрационные работы в Иерусалиме, обратил внимание на понравившегося ему делового юношу и поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифов». Хотя из 9:22 узнаем, что сынов Израилевых Соломон на тяжкие работы не ставил, исключения, по-видимому, имели место. Так, в этих стихах читаем о членах дома Иосифова, занятых, подобно язычникам (ср. 9:21), на строительных работах. Надсмотрщиком над соплеменниками, исполнявшими рабский труд, был поставлен Иеровоам. Обида и негодование на Соломона, которому вынуждены были подчиняться другие колена, включая Ефремово, зрели в Иеровоаме, который, в конце концов, поднял руку на царя (ст. 26).

11:29-33. Ахия, пророк (тоже ефремлянин; Силом, откуда он был родом, находился на территории Ефрема), которого, однако, прежде Иеровоам не знал и встретил случайно, выйдя из Иерусалима, наглядно продемонстрировал ему решение Божиего суда относительно еврейского царства, разодрав свою новую одежду на двенадцать частей и десять из них вручив Иеровоаму. На того это, должно быть, произвело сильное впечатление. Одно колено, которое должно было остаться с Соломоном, было коленом Иудиным (см. ком. на ст. 13), точнее, подразумевались колена Иудино и Вениаминово. Это соответствовало тому, что прежде было сказано Соломону Самим Богом (ст. 11-13). Не только царь, но и народ израильский оставил Иегову (см. ком. на ст. 5-7 – относительно Астарты... Хамоса... Милхома).

11:34-39. Сыном Соломона, о котором говорится в ст. 35-36, был Ровоам; ему оставлялось одно колено (ср. ст. 13, 32), дабы не угас светильник Давида... во все дни пред лицем Божиим. Подобно тому, как светильник постоянно освещает шатер или дом, предстояло Иуде быть постоянным свидетелем того, что выбор Божий, павший на Давида (из колена Иудина), остается неизменным (ср. 15:4; 2Цар. 21:17; 4Цар. 8:19). Богу угодно было сохранить потомство Давида ради обещанного народу Мессии.

Иеровоаму было сказано, что власть его будет простираться над всем, чего пожелает душа его, и что он будет царем Израиля (ст. 37), однако, с условием, что он во всем будет послушен Богу, как был Ему послушен Давид. Но Иеровоам не соблюл поставленного ему условия, соответственно и обещанное ему Богом не осуществилось.

Примечательно, что, готовясь смирить род Давидов, Бог изрек через Ахию, что будет это не на все дни. Роду этому вновь предстояло воссиять в явлении в нем (и через него) Иисуса Христа. Пророчество Ахни исполнилось до конца.

11:40. О причине, почему Соломон хотел... умертвить Иеровоама, не говорится. Возможно, тот попытался «взять дело в свои руки» и совершить дворцовый переворот. Так или иначе, ему пришлось бежать в Египет, к фараону Сусакиму (945-924 гг. до Р.X.). Этот фараон был крайне враждебно настроен к Соломону и его династии. После смерти Соломона, в царствование сына его Ровоама, он пошел войной на Иудею(см.2 Пар. 12:2-4)и захватил Иерусалим (см. 3Цар. 14:25-26).

д. Смерть Соломона (11:41-43)

11.41-43. Ведомый Духом Святым, автор 3 и 4 книг Царств записал в них только то, что записал; он сообщает, однако, что прочие события царствования Соломона и все, чтб он делал... описаны в книге дел Соломоновых (которая не сохранилась). (См. ком. на 14:19.) Здесь первая такая (из нескольких последующих) ссылка на летописные источники (см. 14:19,29; ср. 2 Пар. 9:29; 12:15; 26:22; 32:32).

Соломон царствовал сорок лет (971-931 гг. до Р. X.). По смерти он предан был почетному погребению в городе Давида (см. ком. на 3Цар. 2:10).

Печальным был конец жизни Соломона. Щедро благословенный Богом, он позволил талантам своим и богатству, т. е. дарам, полученным от Бога, возобладать над сознанием своим и душою: он любил только их и только ими наслаждался. Беда, однако, была не в том, что Господь дал Соломону так много, а в том, что Соломон, хоть и получил свыше мудрость, чтобы успешно противостоять искушениям такого рода, совершил неверный выбор, обратив, как уже было сказано, все свои чувства на даяния, а не на Дающего. Между тем, в глазах Божиих человек не достигает успеха автоматически – только по причине обладания мудростью; успех приходит к нему лишь в том случае, если данной ему мудростью он пользуется в повседневной жизни. Духовные победы в значительной степени зависят от умения делать выбор и не ошибаться в предпочтении одного другому.