Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6

Библия Комментарий Далласской БС

1 Иоанна 2

2:1. Некоторые из читателей послания Иоанна могли подумать, что, подчеркивая греховность христиан, он тем самым развенчивает их святость. Но намерение его было прямо противоположным, ибо далее он говорит: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали. Апостол обращается к своим читателям с отцовской нежностью и озабоченностью (слово текниа, переведенное как "дети", буквально означает "маленькие мои, недавно рожденные"); оно многократно встречается как в этом послании - 2:1,12,28; 3:7,18; 4:4; 5:21, так и в Евангелии от Иоанна - 13:33. Употребляет Иоанн и похожее слово - текна, буквально "рожденные" (переведено как "чада"); например, в Иоан. 1:12; 11:52.

Выраженная в 1:8,10 мысль о склонности верующих ко греху не может быть истолкована как поощрение делать грех; чутких христиан она, напротив, мобилизует против него. Если верующий пытается утверждать то, что осуждено в 1:8 и 10, то он едва ли способен признать свой  грех, а, значит, и избавиться от него. Грех - это жизненная реальность, как бы ни хотел апостол, чтобы его читатели не совершали его. Потому-то он и заверяет их: а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Апостол не хочет, чтобы его читатели грешили, но он знает, что они— несовершенны, а потому нуждаются в помощи Ходатая.

Слово параклетон, переведенное как "Ходатай", по-английски передано как "Тот, Кто говорит в нашу защиту", а в иных переводах - как "адвокат", что, собственно, соответствует "ходатаю". Апостол Иоанн - единственный новозаветный писатель, который называет Святого Духа - параклетон (четыре раза в Евангелии: 14:16, 26; 15:26; 16:7; по-русски оно звучит в этих местах как "Утешитель"). Здесь же, в 1 Иоан. 2:1, речь идет именно о защитнике, подобном тому, который выступает в суде в защиту обвиняемого. Как сказываются ходатайства Господа Иисуса Христа на согрешающих Его детях, замечательно видно на примере Его молитвы за апостола Петра (Лук. 22:31-32). Предвидя приближение того момента, когда Петр отречется от Него, Иисус просил Отца Небесного, чтобы Он сохранил в Петре веру. Подумал Господь и о будущей деятельности апостола Петра на благо его братьям - христианам. Но не следует думать, что Христос просит Отца о христианине, чтоб удержал его от согрешений как таковых - дабы не попасть ему в ад. Жизнь вечная гарантирована тем, кто доверился в этом отношении Христу (Иоан. 3:16; 5:24 и т. д.). Однако, коль скоро христианин совершает грех, Иисус обсуждает с Отцом последствия его духовного падения, восстановление его и возможность успехов в будущем. Собственная праведность Господа (Он - "Праведник"; ср. 1 Иоан. 1:9: Бог - "праведен") - вот то единственное, что делает Христа пригодным для Его роли - выступать в защиту согрешившего верующего.

2:2. Если Бог оказывает Свою милость согрешившему верующему, и тот в результате не вполне "пожинает плод" своего греха, то его заслуги в этом нет. Но милостью, оказанной ему благодаря посредничеству Иисуса Христа, он обязан всеобъемлющей крестной жертве Иисуса, как обязан ей мир всякой милостью Божией. Заинтересуйся совершивший грех верующий, на каком основании гарантирована ему милость Божия, несмотря на его падение, ответ он найдет в этом стихе.

Достаточность искупительной Жертвы, которую приносит Богу Иисус Христос, настолько исчерпывающа, что под действие ее подпадают не только грехи верующих, но и грехи всего мира.

В стихе 2 Иоанн таким образом недвусмысленно утверждает, что Иисус Христос действительно умер за каждого человека (2 Кор. 5: 14-15,19; Евр. 2:9). Конечно, из этого не следует, что все люди будут спасены. Но это означает, что всякий, кто слышит Благую весть, может спастись, если только захочет (Отк. 22:17). О "грехах всего мира" Иоанн говорит здесь с целью напомнить своим читателям о масштабах великой искупительной жертвы Христа - дабы заверить их в том, что Его заступничество за людей как Праведника вполне согласуется с Божией святостью.

Богословы много спорят относительно значения греческого слова хиласмос, переведенного здесь как "умилостивление" - в значении, идентичном "искупительной жертве". (Это слово встречается только тут и еще в 1 Иоан. 4:10). Некоторые говорят, что оно подразумевает не умиротворение Божьего гнева, вызванного грехом, но - "очищение" самого греха. Однако лингвистический анализ не свидетельствует в пользу такого мнения. Особенно убедительно оспорено оно Леоном Морисом в его книге "Апостольская проповедь креста".

Понятие гнева Божия против греха, возможно, с трудом укладывается в голове современного человека, однако, понятие это - вполне библейское. "Умиротворение" или "умилостивление" довольно точно передает значение слова хиласмос; как "умилостивление" же переведено в Рим. 3:25 существительное одного с ним корня - хиластерион; то же слово встречаем в Евр. 2:17 - от глагола хиласкомаи. Голгофский крест на самом деле умилостивил Бога, до такой степени удовлетворив Его справедливые требования, что милость Его и милосердие обильным потоком смогли пролиться как на спасенных, так и на неспасенных.

Б. Основные принципы богопознания (2:3-11)

Переход Иоанна к теме познания Бога в 3 стихе может показаться более неожиданным, чем он есть в действительности. Дело в том, что в мышлении древних понятие "света" ассоциировалось с понятиями "виденья", "восприятия", "знания". Представляется очевидным, что общение с Богом в свете должно было вести к познанию Его. Конечно, все истинные христиане в каком-то смысле знают Бога (Иоан. 17:3), однако, порой даже искренним верующим справедливо может быть сказано, что они Бога не знают (Иоан. 14:7-9). Что касается учеников Иисуса, то им Он обещал особое откровение о Себе, если будут послушны Его слову (Иоан. 14:21-23). Господь имел в виду, что даст им познание Бога. Всякое общение с кем бы то ни было ведет, в конечном счете, к познанию того, с кем общаешься. Это справедливо и на уровне обычного человеческого общения. Если, к примеру, отец и сын живут отдельно друг от друга, то, хотя близкие родственные узы продолжают связывать их, и они испытывают чувство взаимной любви, знают они друг друга, конечно же, меньше, чем, если бы жили вместе. Так что неверно было бы думать, что в 1 Иоан. 2:3-11 апостол отходит от темы общения с Богом, ибо тема познания Бога есть логическое продолжение темы общения с Ним.

2:3. Читателям, которые задумываются над тем, ведет ли их общение с Богом к действительному личному познанию Его, апостол предлагает простой метод самопроверки: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Два раза употреблены в этом стихе слова от корня "знать" (джиноско) - "познали" и "узнаем"; всего же в этом послании Иоанн прибегает к нему 23 раза. И шесть раз встречается синоним его - оида: 3:2; 5:15 (дважды), 18-20.

Слово "Его" в употреблении Иоанна может относиться как к Отцу, так и к Сыну. Ибо в сознании ап. Иоанна Иисус настолько близок с Отцом, что проводить различие между ними, ему, видимо, представляется неуместным. Имея общение с Отцом и с Сыном (1:3) и близко познавая Одного из Них, мы познаем и Другого. Но условие такого познания - в послушании (Иоан. 14:21-23). Оно же позволяет христианину убедиться в том, что он действительно познал Бога (ср. с "соблюдаем заповеди Его" в 1 Иоан. 3:22,24; 5:2-3).

2:4. Далее апостол пишет: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец... Как мы уже видели из 1:6, кто-то может утверждать, что находится в общении с Богом, но жизнь его опровергает подобное утверждение. Не боясь называть вещи своими именами, апостол говорит, что такой человек - лжец, и, более того, - нет в нем истины. Здесь, как и в 1:6,8,10, говорится о фальшивых претензиях. В тех, от кого они исходят, истина не живет, а, значит, и не может быть в них действенной, контролирующей силой. Такие люди утратили связь с духовной реальностью.

2:5-6. С другой стороны, покорность Слову Божиему ("Его заповедям", ст. 3) дает человеку возможность в полной мере испытать любовь Божию: в том истинно любовь Божия совершилась. На греческом словосочетание "любовь Божия" может означать и ту любовь, которую питает к людям Бог, и ту, которую верующий испытывает к Богу. Сущность "любви Божией" и в том и в другом аспектах ее особенно хорошо выражена в Евангелии от Иоанна - 14:21-23. В этом месте Писания Христос обещает послушным ученикам, что они ощутят на себе особую любовь со стороны Отца и Сына. Поскольку каждый христианин итак уже является объектом спасающей Божией любви, то об этом "дополнительном", данном человеку "в опыте" (если прибегнуть к философской терминологии) глубоком и нежном чувстве со стороны Бога можно, по-видимому, сказать, что любовь Божия достигла в данном человеке своей полноты ("...в том истинно любовь Божия совершилась..."); ср. с I Иоан. 4:12,17. Другими словами, послушный верующий познает совершенную "Божию любовь". Поскольку Бог есть любовь (4:16), знать Бога близко означает ощущать на себе, в непосредственной, интимной близости, проявления Его любви.

Затем апостол добавляет: Из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. Дважды, подчеркнуто, употреблено здесь "в Нем" - "в  Нем" и "пребывает в Нем". Это не случайно, но - в развитие мысли апостола.  Выводя идею познания Бога из идеи послушания Ему, Иоанн дальнейшие свои мысли основывает на беседе Иисуса Христа с Его учениками в горнице (Иоан. гл. 13-16). И прежде всего на рассказанной Господом притче о виноградной лозе и ветвях (Иоан. 15:1-8). В образе лозы и связанных с ней ветвей Он выразил идею ученичества и опыт послушания со стороны тех, кто осознал свою зависимость от Христа. Он сказал: "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками" (Иоан. 15:8). В 1 Иоан. 2:5-6 тоже, в сущности, подразумевается идея ученичества, как это видно из ссылки на необходимость подражания Христу (ст. 6). Здесь и в Иоан. 15:4 употреблено одно и то же слово - "пребывать" (в Господе).

Следует отметить, что Иоанн в выражение "быть в Нем" вкладывает иное содержание, чем Павел - в выражение "быть во Христе". Павел подразумевает постоянное состояние христианина, пребывающего в Сыне Божием, со всеми вытекающими из этого состояния или положения привилегиями. Иоанн же тот род взаимоотношений, который передан в образе виноградной лозы и ветвей, понимает, как нечто могущее быть разрушенным (Иоан. 15:6), в результате чего человек теряет общение с Богом и перестает приносить плод. Таким образом, здесь, в 1 Иоанна, доказательство того, что человек действительно наслаждается дружбой с Богом - в его жизни по примеру Иисуса, т. е. в послушании слову Его. Иначе говоря, в 2:5-6 - продолжается тема общения верующего с Богом.

2:7. Стихи с 3 по 6 вводят тему послушания, хотя она, конечно, подразумевалась и в 1:5-10. Поскольку Иоанн подчеркивает необходимость послушания Божиим Заповедям, в каковом видит залог личного общения человека с Богом и познания им Его, естественно, возникает вопрос: "А какие заповеди имел апостол в виду?" Ответ находим здесь же. Ни о каких-то новых обязанностях помышлял Иоанн, о которых до сих пор его читатели не слышали. Нет, он имел в виду заповедь древнюю, которую вы имели от начала (ср. 2 Иоан. 5). В первую очередь, конечно, - заповедь любить друг друга (ср. 1 Иоан. 2:9-11). Важность своей мысли апостол подчеркивает, добавляя, что заповедь древняя есть слово (логос), которое вы слышали от начала. С какими бы новыми идеями ни столкнулись его читатели в учениях "антихристов", им следует держаться того, что они слышали "от начала", т. е. в самом начале своего христианского опыта (ср. "слышали" и "от начала" в 1:1; 2:24; 3:11).

Сердечная привязанность апостола к его читателям видна из слова возлюбленные, с которым он постоянно обращается к ним. Оно встречается здесь как во множественном, так и в единственном числе. См. 3:2,21; 4:1,7,11 и 3 Иоан. 2,5,11.

2:8.  Иисус, однако, назвал эту заповедь новой (Иоан. 13:34) и, апостол показывает, что она не утратила своей актуальности и теперь. Она все еще остается новой заповедью, и истина, выраженная в ней, видна в Нем и в вас. Слова эти, по-видимому, означают, что первым выполнил эту заповедь Иисус Христос, а затем - Его последователи. Фраза: потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит, лучше всего понимается благодаря заявлению Иоанна, что старая заповедь, которую он напоминает им, является вместе с тем и новой. Он хочет сказать, что заповедь о любви (которую исполняют Иисус и Его последователи), - принадлежит новому Веку праведности, заря которого лишь начинает заниматься. Она чужда "древнему" веку тьмы, время которого проходит. Воплотившись, Христос принес свет в этот мир, погасить который уже ничто не сможет. Любовь, которую проявил Он Сам и которой научил Своих учеников, - это признак того, что Новый век грядет. Тьма - это нынешний мир со всей присущей ему ненавистью, и ему суждено исчезнуть навеки (см. 1 Иоан. 2:17а).

Здесь под словами "свет" и "тьма" апостол понимает не совсем то, что в первой главе. Там "свет" был определяющей характеристикой Бога (1:5). И в этом смысле Он светит до тех пор, пока Бог открывает Себя человеку. Но в 2:8 Иоанн пишет о "свете" в одном из его ракурсов, а именно - в ракурсе воплощения Божества, с момента которого свет начинает светить в мире. Наступила Новая Эра, и то, что определяет ее, может быть теперь выражено и понято в свете особого откровения, которое Бог явил в Сыне Своем. Это откровение есть, кроме всего, откровение о Божией любви.

2:9. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Апостол говорят тут о верующих, на что указывает выражение "брата своего". Неверующий человек может, конечно, ненавидеть своего брата по плоти, но поскольку духовных братьев у него вообще нет, то и ненавидеть их он не может. Если бы апостол полагал, что христианин не может ненавидеть своего брата во Христе, то не поставил бы слово "своего". Разделяемое некоторыми мнение, будто верующий не может ненавидеть другого верующего, - наивно и противоречит как библейскому учению, так и жизненному опыту. Даже столь великий человек, как царь Давид, совершил убийство, и, в конечном счете, это было результатом ненависти. Иоанн предупреждал своих читателей о том, что духовная опасность - это нечто вполне реальное (см. 1:8,10). И предупреждал при этом, что если верующий ненавидит своего духовного брата, то он еще не вышел из тьмы сего преходящего мира. Другими словами: ему еще многое надо узнать о Боге, у него нет еще права сказать, что он лично познал Христа. Если бы он действительно знал Христа, то любил бы брата своего.

2:10-11. Напротив: Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, т. е. он живет в Новой Эре, свет которой занялся во Христе (ср. ст. 8). В таком человеке нет соблазна (в англ. Библии - "нет ничего такого, что заставляло бы его претыкаться на пути"). Ибо ненависть - это "камень преткновения", который в самом человеке; причиной страшных духовных падений может служить она.

Бедствия, которыми угрожает ненависть, не страшна тому, кто любит брата своего. Тот же, кто ненавидит брата своего... находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (ср. со ст. 9). Христианин, который держит в своем сердце ненависть к брату, потерял "чувство направления". Он подобен человеку, бесцельно бредущему во тьме, которого подстерегают серьезные опасности.

III.  Цель послания (2:12-27)

Во вступлении Иоанн в общих словах сказал о цели своего послания. Теперь он переходит к конкретным тревожащим его вещам, которые и послужили причиной этого письма, и ясно формулирует цель его.

А. С учетом духовного состояния читателей (2:12-14)

В силу тех предостережений и оговорок, которые Иоанн сделал в 1:5-2:11, читатели его могли подумать, что он совершенно не удовлетворен их духовным состоянием. Но это не так. Апостол заверяет их, что пишет им именно потому, что они обладают целым рядом духовных достоинств.

2:12-13а. Приступая к перечислению этих достоинств, Иоанн обращается к читателям: дети... отцы... юноши. Некоторые в связи с этим полагают, что апостол намеренно делит своих читателей на возрастные группы. Другие думают, что эти обращения подразумевают духовную зрелость ("возраст"). Если принять одну из этих точек зрения, то покажется странным, что отцы поставлены посередине. Кроме того, в других местах Иоанн всех своих читателей называет "детьми" (см. стихи 1, 28; 3:7,18; 5:21). Наиболее убедительно звучит третье предположение: все эти обращения относятся ко всем верующим. Все они в известном смысле "дети", "отцы" и "юноши" — с духовной точки зрения.

Так, в глазах апостола они - дети, которые получили прощение от своего Отца Небесного. Отцы они по той причине, что в опыте своем прикосновенны к вечности, потому что познали Сущего от начала. Другими словами, они пребывают в подлинном общении с Богом, что следует из сказанного в 2:3-6. (Здесь, как и в стихе 3, местоимение "Его" может относиться как к Отцу, так и к Сыну; Иоанн не видит особого различия между Ними, а его читатели знают Их Обоих). Как юноши его читатели вовлечены в духовную войну и уже победили лукавого (см. ст. 14; 3:12; 5:18-19).

В свете такой интерпретации последовательные обращения: "дети, отцы, юноши" - обретают смысл. Читатели Иоанна знали, что это такое - получить прощение грехов и затем вступить в общение с Сущим от вечности. Благодаря этому опыту они уподобились сильным юношам, отразившим атаки сатанинских сил.

2:136-14. Далее Иоанн вновь касается духовных достижений своих читателей в форме обращения к ним, несколько меняя "ракурс". Он называет их детьми ("отроками"), потому что они познали Отца. В отличие от младенцев (здесь по греч. текниа, см. ком. на ст. 1), которые едва ли способны узнавать своего отца, эти люди (здесь греч. паидиа - "дети", ср. ст. 18) - как дети более взрослые, через общение, познали своего Небесного Отца. Но можно ли что-то добавить к переживанию познания вечного Бога? И потому, вновь называя их "отцами", Иоанн просто повторяет об этом их духовном достижении то, что уже сказал раньше. Затем он снова обращается к ним как к "юношам", подразумевая их духовное возрастание и укрепление, в результате чего они победили сатану; в ст. 13 он говорил об их победе над сатаною - как "юношей", вступивших в духовную битву. Теперь же он говорит: вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Итак, относя своих читателей к упомянутым трем категориям, которые он повторяет и варьирует в своем обращении к ним, апостол хотел сказать, что они не только обладают достоинствами "детей", "отцов" и "юношей", но и то, что достоинства эти проявляются в них полною мерою.

Б. С учетом морских соблазнов (2:15-17)

Апостол был удовлетворен духовным состоянием своих читателей. Менее всего ставил он под сомнение их спасение, как полагают некоторые толкователи. Напротив, он отзывается о своих читателях как о достигших возмужания в вере. Он в сущности потому и писал им, что на "тот день" их духовное состояние было очень хорошим. Именно поэтому он хотел предупредить их об опасности, которая угрожает любому христианину, как бы ни преуспел он в своем духовном "хождении".

2:15. И тут апостол предупреждает: Не любите мира, ни того, что в мире. Под словом "мир" (космос) здесь понимается то вселенское начало, которое враждебно Богу (ср. 4:4); для христиан оно является постоянным источником обольщения, и они должны неизменно сопротивляться исходящим от него соблазнам (ср. Иоан. 15:18-19; Иак. 4:4). В других новозаветных стихах, например, в Иоан. 3:16-17, под тем же словом "мир" (космос) понимаются люди этого мира. Мир хочет привлечь к себе чувства и симпатии христиан, но никому не дано любить одновременно мир и Бога: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Как писал своим читателям Иаков, "дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак. 4:4).

2:16. Любовь к миру несовместима с любовью к Богу: Ибо вес, что в мире... не есть от Отца, но от мира сего. Мир организован так, что ценности его и цели неприемлемы для Бога. Описывая "все, что в мире", апостол в трех получивших широкую известность фразах зримо конкретизирует его порочную сущность. Люди мира живут в согласии со своими греховными похотями. Греческое эпитимия, переведенное словом "похоть", дважды встречается в этом стихе и еще раз - в следующем. Выражение "похоть очей" говорит о жадности и ненасытимости человеческой природы. Выражение "гордость житейская" - это парафраз греческого словосочетания, которое буквально можно перевести как "претенциозность человеческой жизни" - в значении показного характера ее и исполненности гордыней и хвастовством. С подобной мирской фальшью верующие не могут иметь ничего общего.

2:17. И мир проходят, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Словом "пребывает" переведено здесь характерное для Иоанна греч. слово мено. Как почти всюду в этом послании, оно предполагает "жизнь в постоянном и неизменном общении с Богом". Но в ст. 17 - очевидна и дополнительная мысль о том, что если жить в постоянном общении с Богом, отвергая греховные соблазны сего преходящего мира, то такой жизни практически не будет конца. Человек, чьи характер и личность вырабатываются в послушании Богу, не подвластен "преходящности" этого мира и его похотей. Другими словами, ап. Иоанн говорит: "Лишь земная жизнь пролетит скоро, и только то, что сделано для Христа, пребывает вечно".

В. С учетом лжи и иллюзии последнего времени (2:18-23)

2:18. Предупредив об опасном воздействии мира, Иоанн обращается теперь к одному из свидетельств о том, что для мира наступает последнее время. Это - появление лжеучителей, мирских "до мозга костей" (ср. 4:5). Читатели послания уже знали о предстоящем пришествии антихриста, но нуждались в том, чтобы не утратить бдительности по отношению ко многим "антихристам", которые, явившись, станут демонстрировать свою враждебность ко Христу, посланному Богом. В их-то появлении и содержится указание на то, что мир вошел в заключительную стадию своей истории: в последнее время. Несмотря на то, что много столетий прошло с тех пор, как было написано послание, кульминационное состояние всего, что в мире, нарастает особым образом. На мировой сцене разыгрывается заключительная драма человеческой истории.

2:19. Имея в виду лжеучителей, апостол пишет: Они вышли от нас. Под словом "нас" следует, скорее всего, понимать самого апостола Иоанна (см. 1:1-5; 4:6). "Мы" противопоставлено у него "вы" (см. 2:20-21), то есть его читателям. Едва ли можно допустить, что лжеучители "вышли" из тех церквей, к которым принадлежали читатели послания. В таком случае они не представляли бы для них никакой опасности. Но если они, подобно "законникам", о которых рассказывается в Деян. 15, вышли из апостольских церквей Иерусалима и Иудеи, то тогда они действительно были опасны для читателей Иоанна - ведь они претендовали на то, что самые "корни" их уходят в почву, из которой выросло христианство. Потому-то так настойчиво и подчеркивал апостол, что не имеет с ними ничего общего.

Они не были нашими — в греческом оригинале это выражение звучит как "они не были из нашего числа", т. е. автор послания хотел сказать, что люди эти чужды были как духу апостолов, так и их целям, иначе они не откололись бы от апостольского кружка. Еретики в христианских церквах, независимо от того, из числа ли спасенных они, или из числа не до конца уверовавших людей, всегда обнаруживают несоответствие самой основы своего мировоззрения духу апостолов и их учению. Человек, находящийся в общении с Богом, не может отойти от апостольского учения (1 Иоан. 4:6).

2:20-21. Поскольку читатели послания имели помазание от Святого (от Бога), они были хорошо вооружены против антихристов. Под "помазанием" несомненно понимается получение Святого Духа, потому что, согласно 27 стиху, это помазание "учит". Следовательно, апостол имел в виду Личность. Сам Иисус Христос был "помазан" Духом Святым (ср. Деян. 10:38). (Не исключена возможность, что речь здесь идет о помазании руководителей церквей; об этом см. во вступлении). Благодаря своему помазанию, читатели послания (возможно, в первую очередь старшие братья) получили от Бога достаточное познание истины. Как раз потому и писал им апостол, что они верно понимали истину и в состоянии были отличать ее ото лжи.

2:22-23. Антихристы - лжецы, поскольку они отрицают, что Иисус есть Христос, т. е. Божий Сын и помазанный Святым Духом Спаситель мира (см. Иоан. 4:29,42; 20:31). Отвергая Его, они отвергают и Отца. Любые их заявления, будто они угодны Отцу Небесному, - лживы. Никто не может иметь Отца, не имея Сына. Отвергая Одного, человек отвергает и Другого.

Г. С учетом обязанности читателей стоять непоколебимо (2:24-27)

2:24. Апостол призывает читателей: Итак, что вы слышали от начала (см. 1:1; 2:7; 3:11), то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Здесь Иоанн опять употребляет упоминавшееся выше слово мено, переведенное как "пребывать", оно же употреблено и в 2:6, 10, 14, 17. Мысль апостола состоит в том, что если читатели отвергнут ложь антихристов и сохранят в самих себе ту истину, которую они слышали от начала, то будут находиться (пребывать") в общении с Богом Отцом и Богом Сыном.

2:25-26. И в таком случае они по-прежнему могут полагаться на Божие обещание им жизни вечной. Далее (5:9-13 ср. 5:20) Иоанн заверяет их в том, что обещанное Богом равносильно уже свершившемуся факту. Судя по словам апостола: Это я написал вам об обольщающих вас (ср. 3:7), антихристы, видимо, пытались разуверить читателей послания в том, что они действительно спасены. Эти люди, вышедшие, по всей вероятности, из церквей в Иудее, всячески старались подорвать веру Иоанновой паствы в то, что Иисус есть Христос и что вечную жизнь они имеют через Него. Настойчивое повторение той мысли, что его читатели действительно знают Бога и истину Его (2:12-14, 21), было частью стратегии Иоанна, направленной на укрепление их в противостоянии антихристам.

2:27. Впрочем, читатели апостола не имели никакой нужды в том, чтобы их учили антихристы или вообще кто-либо. Они имели помазание, которое они получили от Бога, и оно оставалось нх Учителем. Наряду со стихами 12-14, этот стих, по-видимому, говорит о том, что читатели послания были относительно зрелыми духовно, ибо люди недостаточно зрелые нуждаются в учителях (ср. Евр. 5:12). Соображение, которое лишний раз наводит на мысль, что апостол обращался к руководителям церквей или же к одной из церквей, которая уже долгое время стояла в вере. В отличие от антихристов, которые ссылались на какие-то мистические им откровения, читатели Иоанна имели действительное, не ложное, помазание. И все, в чем они нуждались, это держаться учения, преподанного им помазанием ("пребывать" в нем).

IV. Основная часть послания (2:28-4:19)

В предыдущем разделе (2:12-27) Иоанн не только убеждал своих читателей в ценности их духовного опыта, но и предостерегал их против тех, которые отрицали эту ценность. Затем - и это-то соответствует главной части послания - Иоанн приступает к анализу истинного характера этого присущего им духовного опыта и его последствий.

А. Описание темы (2:28)

2:28. Многие комментаторы видят здесь резкий переход к другой теме. Снова мы находим тут слово мено ("пребывать"), которым апостол воспользовался уже 10 раз в ст.6-27. Всего же Иоанн прибегает к нему 66 раз (из 112 случаев употребления его в Новом Завете): 40 раз в Евангелии от Иоанна, 23 раза в 1 Иоанна и 3 раза во 2 Иоанна. В соответствии со своею основной темой ("общением" - 1 Иоан. 1:3), апостол еще раз призывает к жизни, чуждой духовных сомнений и колебаний. Только теперь он вводит новую мысль - об уверенности перед лицом Христа в пришествие Его. Греческое слово, переведенное словом "дерзновение", буквально означает "иметь уверенность". Это же слово - парезия - апостол снова употребляет в 3:21; 4:17; 5:14. Если читатели будут поддерживать общение с Богом, то при встрече со своим Господом смогут говорить с Ним свободно и смело ("иметь... дерзновение" к Нему). Как это может быть, объясняется в основной части послания (2:29-4:19). Но если пребывание верующего в Нем не будет твердым и уверенным, то ему прядется постыдиться, когда Христос снова придет. Здесь содержится намек на порицание на суде Христовом (см. 4:17-19). Возможность эта - вполне реальна, однако, это не означает, что верующие, которым "придется постыдиться пред Ним", потеряют спасение.

Б. Как распознавать детей Божиих (2:19-3:10a)

Начиная с этого места, Иоанн развивает мысль, завершение которой - в обретении дерзновения перед Богом, о чем он только что говорил (2:28 ср. 4:17-19). Общение с Богом и с Его апостолами (см. 1:3) требует того, чтобы дети Божий знали, что их вера должна проявляться в их жизни. Иоанн развивает идею, что когда вера христианина проявляется в его жизни, то Сам Бог проявляется в ней (4:12-16).

2:29. В этом стихе ап. Иоанн впервые говорит о новом рождении - рождении свыше: Если вы знаете, что Он Праведник, знайте в то, что всякий делающий правду, рожден от Него (местоимение "Него", по-видимому, относится κ Отцу, Который "вновь рождает" уверовавшего). Выражение "рожден от Него" и его вариации встречается в 3:9; 4:7; 5:1,4,18 (дважды). Здесь речь не об уверенности читателей в их личном спасении, но - выражение той мысли, что, видя проявление истинной праведности со стороны "делающего правду", можно быть уверенным, что тот, кто ее делает, является чадом Божиим. Апостол, конечно, имеет в виду только ту праведность, которая угодна Христу. Она не обязательно совпадает с человеческой моралью и с тем понятием доброты, которое разделяется многими людьми. Надо отметить, что суждение, высказанное здесь Иоанном, вовсе не означает, что всякий рожденный от Бога - праведник. Ведь апостол хорошо знал, что христиане нередко и во тьме ходят, что они восприимчивы ко греху (1:6, 8; 2:1). В 29 стихе он говорит лишь о "способе узнавания": пережил ли человек "рождение свыше", можно установить по действиям его и поведению.